КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах

 

ТЕМПУС III
СМ-SCM-T030B05-2005 «Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах»

 

 

Название проекта СМ - SCM-T030B05-2005 «Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах»
Цель Создание и распространение институциональной Сис­темы Обеспечения Качества для внедрения в универ­ситетах Казахстана.
Предметная область Т932 - Система внутренней оценки качества
Длительность проекта
1 Год
Сумма финансирования
144 308 Евро
Контрактор
Варшавский аграрный университет - Варшава, Польша
Координатор
Казахский аграрный университет, Алматы, Казахстан
Партнеры
Венский университет природных ресурсов и приклад¬ный наук - Вена, Австрия, Technische Universitat Ham-burg-Harburg -Гамбург, Германия,  Wageningen University - Вагенинген, Нидерланды,  Polish stateaccre¬ditation committee - Варшава, Польша,  Министерство образования и науки Республики Казахстан - Аста¬на, Казахстан,  Казахский государственный агротех¬нический университет им. С. Сейфуллина - Астана, Казахстан,  Костанайский государственный универ¬ситет – Костанай, Казахстан, Государственный уни¬верситет «Семей» - Семипалатинск, Казахстан, Таразский государственный университет им. М. X. Дулати - Тараз, Казахстан,  Западно-Казахстанский аграрный университет - Уральск, Казахстан.

 

Проект выполнялся совместно с Казахским национальным аграрным университетом, Варшавским аграрным университетом, Вагенингенским университетом (Нидерланды), BOCU (Австрия).

В ходе реализации данного проекта получены следующие результаты:

  • Опыт КГУ им. А. Байтурсынова по внедрению в образовательный процесс СМК и КСО заинтересовал российские вузы. Например, в рамках договора о сотрудничестве с Уральской сельскохозяйственной академией (г. Екатеринбург, Россия) преподавателями КГУ были проведены семинары по внедрению системы менеджмента качества и кредитной системы в обучающий процесс.
  • Преподаватели университета приняли участие в обучающем семинаре для преподавателей вузов-партнеров Проекта на базе КазНАУ, в Евразийском Симпозиуме по качеству образования в высшей школе в Казахстанско-Британском техническом университете и т.д. Полученные знания были использованы при проведении на факультетах семинаров по внедрению СМК и организации учебного процесса при КСО.
  • На основании изученного опыта зарубежных вузов в целях достижения задач СМК с 2006 года в университете введена система оплаты труда в соответствии с рейтинговой системой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, в соответствии с которой заработная плата каждого работника должна соответствовать результатам и качеству его работы.

 

Выявлены причины и факторы, сдерживающие развитие системы обеспечения качества образования:

  • Слабая мотивация ППС к качеству преподавания;
  • Низкая мотивация студентов к получению знаний из-за отсутствия эффективной системы контроля качества обучения и знаний студентов и отсутствия менеджмента качества;
  • Недостаточная гласность и непрозрачность деятельности ППС в  оценке знаний студентов;
  • Слабая практическая подготовка студентов, отсутствие стремления к творческому и научному поиску в процессе подготовки студентов из-за перегруженности учебных планов и преобладания человеческого фактора в оценке знаний студентов.

 

 

Участие КГУ в проекте «Распространение системы качества образования в казахстанских университетах» предоставило нашему вузу возможность:

  • Сделать существенный шаг вперед в данных направлениях. В ходе его реализации наш университет получил возможность начать сотрудничество с зарубежными вузами, расширить взаимовыгодные контакты с казахстанскими вузами.
  • Стать участником последующих проектов «ТЕМПУС» таких как:  «Стратегический интегрированный международный менеджмент для малых и средних предприятий. Разработка учебного плана и программы, и их внедрение в Костанайском государственном университете (КГУ) и Рудненском индустриальном институте (РИИ), Республика Казахстан» и Проект CIBELES «Разработка учебного плана на основе Болонских принципов образования, ведущих к реформированию обучения в области охраны окружающей среды» и других.

PDF