КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Взаимодействие с работодателями

 

Экономика сегодня предъявляет высокие требования к уровню и содержанию профессионального образования занятых в ней работников. Вхождение в Болонский процесс вызвало к жизни большие изменения в образовании Казахстана. В госпрограмме развития образования определены основные параметры и этапы реформирования. Теперь главный акцент в образовании должен быть сделан на компетенциях и умениях будущих выпускников, их пригодности к практической работе. В связи с этим в программах бакалаврской и магистерской подготовки основная доля учебного времени отводится обще-профессиональной и профессиональной подготовке.

 


Несмотря на это, система высшего образования сейчас еще не способна в полной мере отвечать запросам рынка труда – ни по качеству образования, ни в плане выпуска именно тех работников, которые необходимы для его успешного функционирования. Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности высшего образования и качества подготовки. Профессиональное образование должно чутко реагировать на запросы рынка труда, ориентируясь на изменение ситуации. От работников, кроме профессиональных компетенций, требуются способность к переобучению, универсальность, гибкость, умение работать в различных коллективах, быстро осваивать новые технологии. В этой связи необходимо проявление новаторства в методиках преподавания и организации учебного процесса.

 

 

Работодатель – заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась актуальность вклада бизнеса, работодателей в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны – работодатели (бизнес) и академическое сообщество.

 

В силу этого изменяется стратегия вузов по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям рынка труда. Основным вектором сегодняшнего дня становится создание системы эффективного взаимодействия университета с работодателями, направленной на установление долговременного взаимовыгодного партнерства.

 

 

Связь с потребителями и последующее трудоустройство выпускников в КГУ имеют свою региональную специфику. Под эгидой нашего университета осуществляется формирование регионального образовательного кластера, что позволяет заложить правовую и финансовую основу встраивания вуза в инновационную и технологическую инфраструктуру экономики региона.

 

 

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова ведет активный процесс выстраивания механизмов сотрудничества вуза и предприятий различных форм собственности. В ходе работы осуществляется:

  • разработка единой стратегии взаимодействия структурных подразделений университета с работодателями;
  • формирование механизмов активного участия выпускающих кафедр во взаимодействии со стратегическими партнерами из числа работодателей, оказывающих значительное влияние на рынок труда;
  • разработка механизма привлечения работодателей к участию в учебном процессе, оценке образовательных программ, корректировке учебных планов;
  • привлечение работодателей к совместной с университетом научно-производственной деятельности;


 



Направления деятельности по созданию системы эффективного взаимодействия университета с предприятиями - работодателями

 

 

 

Совершенствование образовательного процесса

 

 

  • Формирование образовательных программ и корректировка учебных планов, формирование списка компетенций для каждой образовательной программы по запросу работодателей. Выпускающими кафедрами совместно с учебно-методическим отделом ведется постоянный мониторинг компетенций, востребованных работодателями, и оперативно осуществляется корректировка учебного процесса в соответствии с результатом мониторинга.


  • Усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса. Акцентирование внимания на образовательные программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации, в том числе программы, ориентированные на предпринимательство, изменение содержания учебных курсов, перенос части занятий непосредственно на производство, проявление новаторства в методиках преподавания и организации учебного процесса.


  • Работа филиалов кафедр университета на предприятиях – возможность объединить наиболее сильные стороны науки и производства для подготовки конкурентоспособных специалистов, возможность для работодателя непосредственно и систематически участвовать в процессе подготовки кадров.


  • Целевая подготовка специалистов для предприятия, в том числе формирование учебных групп по заказу предприятий. По заказу предприятия может быть сформирована группа студентов, обучающихся по согласованному с предприятием учебному плану. При этом предприятие гарантирует выпускнику трудоустройство по окончании обучения при условии его успешности.


  • Разработка практико-ориентированных курсовых и дипломных работ и выполнение их студентами по заказу предприятий-работодателей, что обеспечивает актуальность, практикую значимость и способствует закреплению выпускника на предприятии, с проведением защиты  на предприятии.


  • Участие представителей предприятия в образовательном процессе – привлечение  представителей работодателя – практиков для преподавания отдельных курсов и дисциплин.


  • Внешняя оценка качества образовательного процесса – один из инструментов оценки качества образовательного процесса. Проводится путем анкетирования работодателей и выпускников.


  • Стажировки преподавателей на предприятии проводятся в целях актуализации практических навыков преподавателей.


  • Обучение сотрудников предприятий в магистратуре, докторантуре. КГУ содействует развитию персонала предприятий-партнеров путем привлечения к обучению в магистратуре и докторантуре.

 

 

 

 

 

Трудоустройство и повышение конкурентоспособности обучающихся и выпускников

 

 

  • Содействие трудоустройству выпускников. Успешное трудоустройство выпускников в соответствии с получаемой в вузе специальностью – важнейший критерий успешности образовательного процесса. КГУ не только способствует трудоустройству выпускников «на выходе», но и создает условия для приобретения опыта работы студентами, тесного взаимодействия с работодателями студентов еще в ходе учебного процесса как фактор будущего трудоустройства.


  • Организация практик, выездных занятий, стажировок на предприятиях. КГУ усиливает практико-ориентированную направленность учебного процесса с целью получения практического опыта работы.


  • Формирование у выпускников компетенций, направленных на эффективное трудоустройство. КГУ помимо компетенций, необходимых выпускнику конкретного направления, развивает в выпускниках компетенции, позволяющих развить лидерские качества, навыки конструктивного общения, работы в команде, вести переговоры, тем самым обеспечивающие сам процесс трудоустройства.


  • Содействие развитию студенческих бизнес-проектов и предпринимательских инициатив. КГУ содействует созданию студентами собственного бизнеса, понимая их успешность в бизнесе, как одно из конкурентных преимуществ обучения в КГУ.

 

 

 

Научная и инновационная деятельность

 


  • Организация совместной с предприятиями научной работы. КГУ осуществляет научные разработки как по заказу предприятий, так и совместно с ними, задействуя, в том числе, студенческие научные подразделения.


  • Использование  в учебном процессе и научной деятельности материально -технической базы предприятия.


  • КГУ в рамках партнерства максимально задействует материально-техническую базу и оборудование предприятий партнеров в целях освоения студентами современного оборудования и технологий.

 

 

 

Организационные мероприятия

 


  • Проведение различных региональных форумом по развитию взаимодействия с работодателями (Форумы попечителей КГУ и работодателей, Ассоциации выпускников и попечителей КГУ, встречи с представителями власти и работодателями районов, Ярмарки вакансий и др.)


  • Организация работы Совета Ассоциации выпускников и попечителей КГУ им. А.Байтурсынова. Является связующим звеном между вузом, работодателями и выпускниками. Вуз формирует перечень льгот для членов Ассоциации и поддерживает ее имидж.


  • Организация работы попечительских советов факультетов.

 

 

 

© Управление стратегического развития КГУ им. А.Байтурсынова. Начальник управления Майер Федор Федорович


PDF