Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах
ТЕМПУС III
СМ-SCM-T030B05-2005 «Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах»
Название проекта | СМ - SCM-T030B05-2005 «Распространение системы обеспечения качества в казахстанских университетах» |
Цель | Создание и распространение институциональной Системы Обеспечения Качества для внедрения в университетах Казахстана. |
Предметная область | Т932 - Система внутренней оценки качества |
Длительность проекта |
1 Год |
Сумма финансирования |
144 308 Евро |
Контрактор |
Варшавский аграрный университет - Варшава, Польша |
Координатор |
Казахский аграрный университет, Алматы, Казахстан |
Партнеры |
Венский университет природных ресурсов и приклад¬ный наук - Вена, Австрия, Technische Universitat Ham-burg-Harburg -Гамбург, Германия, Wageningen University - Вагенинген, Нидерланды, Polish stateaccre¬ditation committee - Варшава, Польша, Министерство образования и науки Республики Казахстан - Аста¬на, Казахстан, Казахский государственный агротех¬нический университет им. С. Сейфуллина - Астана, Казахстан, Костанайский государственный универ¬ситет – Костанай, Казахстан, Государственный уни¬верситет «Семей» - Семипалатинск, Казахстан, Таразский государственный университет им. М. X. Дулати - Тараз, Казахстан, Западно-Казахстанский аграрный университет - Уральск, Казахстан. |
Проект выполнялся совместно с Казахским национальным аграрным университетом, Варшавским аграрным университетом, Вагенингенским университетом (Нидерланды), BOCU (Австрия).
В ходе реализации данного проекта получены следующие результаты:
- Опыт КГУ им. А. Байтурсынова по внедрению в образовательный процесс СМК и КСО заинтересовал российские вузы. Например, в рамках договора о сотрудничестве с Уральской сельскохозяйственной академией (г. Екатеринбург, Россия) преподавателями КГУ были проведены семинары по внедрению системы менеджмента качества и кредитной системы в обучающий процесс.
- Преподаватели университета приняли участие в обучающем семинаре для преподавателей вузов-партнеров Проекта на базе КазНАУ, в Евразийском Симпозиуме по качеству образования в высшей школе в Казахстанско-Британском техническом университете и т.д. Полученные знания были использованы при проведении на факультетах семинаров по внедрению СМК и организации учебного процесса при КСО.
- На основании изученного опыта зарубежных вузов в целях достижения задач СМК с 2006 года в университете введена система оплаты труда в соответствии с рейтинговой системой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, в соответствии с которой заработная плата каждого работника должна соответствовать результатам и качеству его работы.
Выявлены причины и факторы, сдерживающие развитие системы обеспечения качества образования:
- Слабая мотивация ППС к качеству преподавания;
- Низкая мотивация студентов к получению знаний из-за отсутствия эффективной системы контроля качества обучения и знаний студентов и отсутствия менеджмента качества;
- Недостаточная гласность и непрозрачность деятельности ППС в оценке знаний студентов;
- Слабая практическая подготовка студентов, отсутствие стремления к творческому и научному поиску в процессе подготовки студентов из-за перегруженности учебных планов и преобладания человеческого фактора в оценке знаний студентов.
Участие КГУ в проекте «Распространение системы качества образования в казахстанских университетах» предоставило нашему вузу возможность:
- Сделать существенный шаг вперед в данных направлениях. В ходе его реализации наш университет получил возможность начать сотрудничество с зарубежными вузами, расширить взаимовыгодные контакты с казахстанскими вузами.
- Стать участником последующих проектов «ТЕМПУС» таких как: «Стратегический интегрированный международный менеджмент для малых и средних предприятий. Разработка учебного плана и программы, и их внедрение в Костанайском государственном университете (КГУ) и Рудненском индустриальном институте (РИИ), Республика Казахстан» и Проект CIBELES «Разработка учебного плана на основе Болонских принципов образования, ведущих к реформированию обучения в области охраны окружающей среды» и других.