КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Круглый стол «А.Байтурсынов и казахское общество»

В рамках международной научно-практической конференции «Байтурсыновские чтения - 2013», проведенной 12 апреля 2013 года на базе Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова и  посвященной 140-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова, прошел круглый стол «А.Байтурсынов и казахское общество»


 Ахмет Байтурсынов всю свою жизнь посвятил освобождению своего народа и строительству независемого государства. Казахстан находился долгие годы в колониальной зависемости, превращаясь в сырьевой придаток другого государства. Во главе с передовой частью казахской интеллигенции - А.Бокейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым создается партия «Алаш», которая хотела путем реформ создать казахское независемое государство. Ее лидеры усиленно искали путь к свободе и с этой целью стали анализировать казахское общество.

 

Многие из нас А.Байтурсынова знают как знатока казахского языка и литературы, реформатора новой письменности. В то же время, анализируя научные труды и статьи А.Байтурсынова, пусть и не в большом объеме, в них мы находим суждения о казахском обществе конца 19 века. Например в газете «Қазақ» 1915 года в номерах 145-148, 158, 161, 163 под названием «Шаруашылық өзгерісі» – «Изменение хозяйства» высказывают следующие суждения. «Исторический прогресс – это следствие изменения хозяйства», а так же автор отмечает, что «общество должно измениться эволюционным путем». Далее А.Байтурсынов, хотя и не плохо знал макрсизм, но идеи К.Маркса о социально-экономической формации на основе классовости общества не вопринимал и выдвигал по этому вопросу свои идеи, которые были основаны на особенностях производства.


И это выглядит следующим образом: 


  • Эпоха охотничества;
  • Эпоха приучивании диких животных, ведение животноводства;
  • Эпоха земледелия;
  • Эпоха профессионального ведения земледелия;
  • Эпоха земледелия (мануфактура-товар);
  • Эпоха машин (техника).

 

Ахмет Байтурсынова движушими силами эволюционного развития казахского общество считал:


  • природную среду;
  • плотность населения;
  • технический прогресс;
  • достижения других государств;
  • политику и законы;
  • религию;
  • науку и ее распростронение;
  • внешние воздействия.

 

А.Байтурсынов считал, что кочевой образ жизни нельзя сразу изменить в оседлый. Главная движущая сила общества – не классавая борьба, а тем более разделение казахского общество на классы, которого не наблюдалось, ибо это привело бы казахское общество, народ к катастрофе. В другой статье «Революция и казахи» автор отмечает, что в казахском обществе вообще и не видно и нет следов капитализма, а так же классового деления. Во многих случаях даже собственность всеобщая. Следовательно, при таком состоянии казахи не готовы к революции, да и не хотят. Развитие общества А.Байтурсынов тесно связывал с образованием. В будущем более образованный народ отнимет богадство у менее образованных. Он подчеркивал, что если мы свой народ сумеем вооружить наиболее передовыми идеями о новой технологии производства и сумеем на деле добиться этого, мы действительно станем независемыми.

 

Действительно, разве сегодня не стоит такая задача перед нами, о которой в последнее время постоянно подчеркивает Президент нашей страны Н.А.Назарбаев?

 

В круглом столе приняли участие профессор КГУ Акылбек Шаяхмет, магистранты Назира Жаримбетова, Оралбай Кабыл, старший преподаватель кафедры «Отан тарихы» Акмарал Ералина, заведущая кафедры практической лингвистикий Гулжанат Журсиналина, сотрудник библиотеки им.Л.Толстого  Алия Болатова.

 


PDF