КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Доклад «Духовный лидер казахской нации»

«Духовный лидер казахской нации» – доклад профессора КГУ им. А.Байтурсынова Акылбека Шаяхмета на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Байтурсыновские чтения - 2013», проведенной 12 апреля 2013 года на базе Костанайского государственного университета имени А.Байтурсынова и посвященной 140-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова 

 Духовный лидер казахской нации, общественный деятель, публицист и литератор, языковед, переводчик, ученый-просветитель Ахмет Байтурсынов был основателем газеты «Қазақ», ее редактором  с 1913 до 1918 года. Газета имела свыше трех тысяч подписчиков, выходила в тяжелых условиях царско-полицейского режима. На ее страницах он опубликовал немало материалов на темы просвещения, литературы и языкознания, знакомил читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывал их к познанию, духовному обогащению. Газета «Қазақ» положила начало национальной демократической прессе.

 

В эти же годы Ахмет Байтурсынов приобщается к литературному творчеству, переводит на казахский язык басни Крылова. Занимается созданием первого по времени пособия по родному языку, организует национальные школы, пишет книги под названием «Маса» («Муха»), «Қырық мысал» («Сорок басен»). Переводя Крылова, он выбирал такие басни, которые соответствовали духу казахского народа. Если Крылов брал содержание некоторых своих басен из Лафонтена, то Байтурсынов то же самое делал с Крыловым. Казахи эти басни воспринимали как подлинники.

 

Ахмет Байтурсынов находился в авангарде казахской творческой интеллигенции, которая от колониального царского аппарата требовала прекращения колонизации и формировала национальное политическое самосознание казахского народа.

 

 

- Мы могли бы забыть, да вот история не может допустить забвения Ахана за дела и преданность выбранному политическому пути; за то, что сделала газета «Қазақ» казахам, плакавшим кровавыми слезами в 1916 году; за открытие казахских школ; за предельное внимание к родному языку; за литературное наследие: «Сорок басен», «Муху». Это знают все люди. С этим никто не спорит. Ахан один из тех людей, чей вклад в дело казахского общества неоценим. Один из плодов его деятельности – идущая за ним молодежь, которая идет в открытые им школы. Молодая казахская литература считает его своим основателем. Перо Ахана сыграло свою целительную роль – писал Мухтар Ауэзов, сравнивая Байтурсынова с пчелой, мед которой является целебным для людей.

 

Еще при жизни Ахмета Байтурсынова одними из первых о его творчестве написали статьи на русском языке его соратники, наши земляки Миржакып Дулатов и Елдес Омарулы. «В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем киргизскую (казахскую) азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом Ахмет Байтурсынов поднял кигизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы» – писал М.Дулатов.

 

«Ахмета Байтурсынова знает вся киргизская степь, его все уважают, любят и как будто высоко ценят его талант. Но его

 недооценивают. Его мы знаем и ценим как поэта, публициста, общественного деятеля, педагога, но он почему-то не укладывается в нашем мозгу как ученый, сделавший весьма ценные открытия в области киргизской грамматики…». Такими словами начинается статья Елдеса Омарулы «Ученая деятельность А.Байтурсынова», написанная в Оренбурге 28 января 1923 года. Автор рассказывает о великой роли и значении ученого в создании нового алфавита, реформах новых звуковых методов обучения грамоте, открытии законов фонетики и о заслугах Ахмета Байтурсынова в области этимологии казахского языка.

И действительно, Ахмет Байтурсынов стоял у истоков литературоведения и науки о казахском языке. В двадцатые годы на основе арабской графики, учитывая особенности казахского языка, он создал азбуку, написал ряд трудов по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методике обучения, проделал большую работу по развитию казахской литературы и культуры. Он впервые дал высокую оценку Абаю, назвав его главным поэтом казахского народа. Он впервые обратил внимание и на творчество наших великих земляков Нуржана Наушабаева, Аксулу Орысбайкызы, а в книге «Әдебиет танытқыш» («Литературоведение») привел примеры ораторских высказываний Наурызбай бия, Акмуллы, Жанибека, Магжана и других. При непосредственном участии Ахмета Байтурсынова был издан эпос «Ер Сайын», «Причитания» и многие казахские пословицы и поговорки.

 Многие годы деятельности Ахмета Байтурсынова связаны с созданием Алаш-Орды и организации партии «Алаш». Временный народный совет Алаш-Орды состоял из 25 членов, а 10 мест было отдано представителям русского и других народов, проживающих в Казахстане. Ахмет был избран членом комиссии по подготовке учебников. Ахмет Байтурсынов является одним из авторов программы партии «Алаш». В этой программе было указано, что Россия должна быть демократически-федеративной республикой, а казахи должны иметь свою автономию. Как писал Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов не был сторонником одних бедных, и он не защищал интересы богатых. Он не делил людей на красных и белых. Он любил всем своим сердцем человека и свой народ. В 1919 году его избрали членом ревкома по управлению Киргизским краем, он был членом правительства республики, народным комиссаром просвещения.

 

У истоков нашей независимости, безусловно, стоит Ахмет Байтурсынов. А.Байтурсынов 17 апреля 1920 года написал письмо В.И.Ленину, где указывал: «В виду изложенного представляется необходимость:

1)       поставить во главе управления Киргизским краем настоящих идейных коммунистов и испытанных честных идейных работников из киргизских интеллигентов, которым народ вполне доверяет, но никоим образом коммунистов по названию. Настоящие идейные коммунисты и идейные работники из киргизов, хотя бы последние были не коммунистами, скорее могут найти общий язык для понимания друг друга и общие точки зрения на дела, чем поверхностные коммунисты как из киргизов, так и из других;

2)       во всех органах власти, в ведении коих подлежат районы со смешанным населением, представителей угнетенной нации должно быть не менее 2/3.

3)    управление хозяйственно-экономическими учреждениями Киркрая, независимо от централизации или децентрализации, должно находиться в руках киргизов без всякого раздробления и подчинения другим губерниям или областям под разными предлогами экономического тяготения;

4)    вся политическая и культурная работа киргизских коммунистов и революционной интеллигенции должна основываться на началах советской социалистической хозяйственной политики;

5)    создать военный округ, объединяющий Киргизию, с управлением в городе Оренбурге;

6)    гарнизоны в городах должны быть обязательно из киргизов;

7)    в отношении границы Киркрая не должны допускаться никакие изменения, кроме нижеуказанных...»

(из Центрального государственного архива РК, папка 811.20, дело 568).

Во время допроса Ахмет Байтурсынов заявил, что только совместно с другими народами достигнет наш народ счастья. Я готов высказывать свое мнение самому Ленину, – говорил он.

 

«Ради блага своего народа Ахмет вступил в ряды коммунистов. Да, он не смог долго пробыть в ее рядах, это было ясно с самого начала. Ахан не покорный глашатай гнилого капитализма, не дубинка в руках богатых. Он не разделял народ на бедных и богатых, любил всех казахов. Великая заслуга его в том, что он написал труд «Учеба как средство развития языка» для бедных и неграмотных казахов», – писал Сакен Сейфуллин.

 

Многогранный талант Ахмета Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. Его стихи дети быстро запоминали и учились грамоте. Ахмет-ага был великим Устазом – Учителем с большой буквы для детей и взрослых. 

 

«Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача» – говорил Ахмет Байтурсынов. И отрадно, что на его родине его имя носит Костанайский государственный университет, где нынешное поколение получает доступное образование».



PDF