КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Новые подходы привлечения работодателей к подготовке кадров

 

Успешное функционирование экономики Казахстана в рыночных условиях во многом зависит от тесного взаимодействия системы высшего и послевузовского образования и бизнес-сообществ. Связь с потребителями и последующее трудоустройство выпускников в Костанайском государственном университете им. А.Байтурсынова имеют свою региональную специфику. Под эгидой нашего университета осуществляется формирование регионального образовательного кластера, что позволяет заложить правовую и финансовую основу встраивания вуза в инновационную и технологическую инфраструктуру экономики региона.

 

 

К традиционным формам участия работодателей в подготовке кадров с высшим образованием за последние годы прибавились новые виды. В условиях жесткой конкуренции вузов связь с потребителями начинается не после перехода студента на старший курс и, тем более, не после выпуска, как было принято считать раньше. Она начинается задолго до набора студента, когда формируется набор отдельных образовательных программ в рамках специальностей, состав и содержание элективных дисциплин и продолжается в рамках учебного процесса и последующего мониторинга трудоустройства и карьеры на основе устойчивых связей с работодателями. 

 

 

 

 

Структура образовательной программы

 

В соответствии с Госпрограммой развития образования доля вузовского компонента увеличена в бакалавриате до 70%, в магистратуре - до 80%, в докторантуре - до 90-95%. Перечень и содержание элективных дисциплин определяются вузом самостоятельно. Все это уже сегодня позволяет осуществлять индивидуальную подготовку специалистов по образовательным программам с учетом потребностей рынка труда. Дисциплины обязательного компонента изучаются всеми студентами, это базовая подготовка. Через выбор элективных дисциплин реализуются специальные образовательные программы, и чтобы не было хаотичного выбора студентами элективных дисциплин, эти дисциплины разделены на две группы: общие и определяющие образовательную программу. Последние позволяют будущему специалисту в рамках выбранной программы обучения получить сбалансированный перечень профессиональных навыков и компетенций, ориентированных на конкретную сферу деятельности. С учетом пожеланий работодателей обучающемуся  предлагается на выбор, как правило, две-три таких программы.

 

 

 

Использование материально-технической базы предприятий

 

Работодатели не только участвуют в формировании учебных образовательных программ, но и для организации учебного процесса предоставляют свою материально-техническую базу. Например, для студентов специальностей «Зоотехния» и «Технология продовольственных продуктов» в лаборатории биотехнологии ТОО «Қазақ-Тұлпары» проводятся занятия по селекции и биотехнологии, коневодству, технологии производства молока и конины. А на предприятии «Мяско» для студентов ведутся занятия по технологии переработки мяса и мясопродуктов, учету и отчетности в мясной отрасли в учебном классе, который оформлен необходимым оборудование, стендами, учебными материалами.

 

Студентов надо обучать на современном оборудовании. Но ведь материально-техническая база вузов пока зачастую не дает такой возможности, и в одночасье приобрести новое современное учебно-лабораторное оборудование невозможно. Для этого необходимы огромные средства. Выход один – кооперация с наиболее передовыми предприятиями, размещение на их базе филиалов кафедр с тем, чтобы студенты проходили там подготовку и имели доступ к современным технологиям. То есть речь идет о создании учебно-научно-производственных объединений или кластеров. Без такого тесного сотрудничества невозможно подготовить современного конкурентоспособного специалиста.

 

 

 

 

Корпоративное управление вузом

 

Взаимодействию производства и вуза огромную помощь оказывают Ассоциация выпускников и попечителей КГУ и попечительские советы факультетов, особенно, в плане приближения содержания образовательных программ к требованиям регионального рынка труда, прохождения практик, трудоустройства. Ассоциация выпускников и попечителей КГУ объединяет на добровольных началах  выпускников, руководителей бизнес и госструктур, желающих содействовать улучшению качественного образования подготовки квалифицированных кадров и стабильному развитию университета, формированию его как центра подготовки высококвалифицированных специалистов – профессионалов для Северного Казахстана и их трудоустройства.

 

Создание попечительских советов факультетов КГУ стало основой перехода на новую корпоративную систему управления. Председатели попечительских советов всех факультетов, председатель клуба редакторов СМИ Костанайской области входят в состав высшего органа корпоративного управления университетом – Совета Ассоциации выпускников и попечителей КГУ им. А.Байтурсынова. Таким образом, создается механизм вовлечения общественности и производства в управление качеством образования и подготовки конкурентоспособных кадров. Благодаря содействию попечительских советов сегодня наши студенты не только получают практические навыки и закрепляют знания непосредственно в СМИ, силовых структурах, филиалах банков, но и проходят производственные практики, пишут дипломные работы и в конечном итоге трудоустраиваются.

 

Можно привести много примеров взаимодействия работодателей и факультетов университета. Например,  попечительский совет внес предложение, а наши исследования подтвердили необходимость совершенствования образовательной политики путем включения в учебный процесс дополнительных дисциплин, позволяющих развить навыки конструктивного общения и работы в команде, лидерские качества: «Деловой этикет», «Психология конкурентоспособной личности», «Современные технологии связей с общественностью», что и было сделано и уже дает положительные результаты по формированию навыков коммуникации, управления карьерой, вести переговоры, проводить презентации и т.д.   Члены попечительского совета – редакторы ведущих СМИ Костанайской области рекомендовали больше времени отводить на практическую работу студентов. И в итоге, в учебный процесс введена «непрерывная» практика, в ходе которой студенты-журналисты один день в неделю работают на телевидении, радио, в редакциях местных газет и журналов, где и познают работу журналиста изнутри. А итог практики засчитывается в виде кредитов.

 

 

 

Практико-ориентированная направленность образовательного процесса

 

На протяжении нескольких лет нами проводится планомерная поэтапная перестройка учебного процесса в пользу практических форм проведения занятий и самостоятельной работы студентов. Количество лекций существенно сокращено, и теперь они проводятся в форме обзорных или проблемных лекций, причем очень часто это делают ведущие специалисты-практики или приглашенные академические профессора. Сейчас у нас созданы все необходимые условия для плодотворной самостоятельной работы студентов.

Групповые формы проведения самостоятельной работы успешно практикуются с выездами на филиалы кафедр на предприятиях. На ряде специальностей начато проведение профессиональной практики без отрыва от занятий, дабы полученные знания применялись непосредственно сразу, не откладывая на потом. Например, внесены изменения в учебный план специальности 5В072400-Технологические машины и оборудование, в результате которых производственная практика преобразована в непрерывную и занятия по дисциплинам «Монтаж и эксплуатация технологических машин», «Монтаж и эксплуатация металлорежущих станков и технологических линий», «Технология обработки деталей машин» проводятся непосредственно на производственной базе Костанайского филиала АО «Агромашхолдинг».

 

 

Для лучшего усвоения теоретического материала дисциплины «Технология применения современных средств диагностирования и обслуживания автомобилей» и получения практических навыков с учетом пожеланий специалистов, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, в расписании студентов специальности 5В071300-Транспорт, транспортная техника и технологии предусмотрено проведение выездных занятий на станциях технического обслуживания  г.Костаная. В рамках договоров с ТОО «Автодом Костанай», ТОО «AUTOPLANET», ТОО «Тобол Моторс», ТОО «Тойота центр Костанай»  на этих предприятиях созданы филиала кафедры технического сервиса. С учетом пожеланий работодателей в учебную программу введена дисциплина «Сборка транспортной техники», практические занятия по которой проводятся на АО «Агромашхолдинг», занимающемся сборкой автомобилей «Chance»,  «Ssan Yong», и на ТОО «СарыАркаАвтоПром», занимающемся сборкой автомобилей «Уаз» и «Iveko». Таких примеров можно привести множество.

 

В университете по программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы заключены договора с такими промышленными предприятиями, как АО «Агромашхолдинг», ТОО «Қарасу - ЕТ», ТОО «Қараман-К», АО «Костанайский Мелькомбинат», ТОО «Садчиковское» и др.  Все практики, организуемые в университете,  ориентированы на естественные, производственные условия, имеют сквозные программы в рамках выбранных траекторий. Студенты ветеринарной специальности работают на прививке животных, тендер на который они выиграли, участвуя вместе с преподавателями в конкурсе. Будущие  инженеры проходят практику на заводе «Агромашхолдинг», собирают двигатели, здесь же проводятся выездные занятия. На крупных предприятиях области открыты филиалы кафедр.

 

 

Инновационное образование немыслимо без тесного взаимодействия научного и образовательного компонента в подготовке специалистов. Это образование через исследование. Но с одним исключительно важным условием: сами научные изыскания должны быть реальными, востребованными, а главное – находиться на переднем крае науки. Важно использовать в исследованиях оборудование и инновационные технологии предприятий и организаций. Это на сегодня главный приоритет в развитии региональных вузов. Необходимо усилить практико-ориентированность выполняемых работ, в том числе путем увеличения их количества по заявкам предприятий и организаций. Кроме того, надо научить студентов разрабатывать бизнес-проекты, помочь в продвижении достойных работ до внедрения. Следует шире привлекать к руководству дипломными проектами (работами) и их рецензированию специалистов-практиков. Важно использовать в дипломном проектировании современное производственное оборудование и инновационные технологии предприятий и организаций, филиалов выпускающих кафедр вузов на производстве.

 

В этом плане в КГУ им. А.Байтурсынова ежегодно проводится конкурс студенческих бизнес-проектов с участием заинтересованных работодателей. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Предприятия получают достойных работников, которые, обладая вышеперечисленными качествами, могут эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Создается мотивация для научных исследований студентов – возможность проявить себя в реальном секторе экономики, достойное трудоустройство.

 

 

 

Технология образовательного процесса

 

Костанайским государственным университетом имени А.Байтурсынова социальное партнерство реализуется в рамках модели образовательного кластера. Сегодня мы изменили технологию подготовки кадров, делая основной акцент на формирование компетенций у выпускников, для их успешной реализации в профессиональной деятельности с первых дней работы на предприятии.

 

Так, в рамках организационных мероприятий для первокурсников и кафедральных недель проводятся встречи с производственниками, где студенты напрямую могут задать вопросы об особенностях выбранной профессии. Уже с первого курса студенты проходят  учебную практику в опытных хозяйствах, клиниках, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Здесь студенты знакомятся с производственными процессами и приобретают первичные профессиональные умения и навыки в соответствии с выбранной специальностью.

 

Такие формы работы с первокурсниками позволяют им убедиться в правильности выбора профессии и, если понадобиться, дают  шанс изменить направление подготовки.

 

 

На 2 курсе студенты уже сознательно выбирают ту ли иную образовательную программу. Успешное развитие взаимодействия с работодателями позволило нам с учетом потребности предприятий и организаций заметно увеличить число учебных курсов и новых образовательных программ,  предложенных работодателями и специалистами-практиками, основанных на  компетентностном подходе.

 

Например, по специальности «Технологические машины и оборудование» студентам предлагается на выбор две образовательные программы  «Обработка металлов», «Технология сельскохозяйственного машиностроения», а по специальности «Технология перерабатывающих производств» – две образовательные программы «Технология приемки и хранения зерна», «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий».

 

На 3 курсе большая часть практических занятий проводится на производстве.  Мы не только увеличили  долю  практических занятий, а организуем проведение занятий в условиях производства.

При этом значительно возрастает эффективность обучения, когда в первой половине дня студент работает на производстве, а после обеда занимается с преподавателями в аудитории, анализирует и переосмысливает полученные знания в разных интерактивных формах, более углубленно изучает теоретические аспекты дисциплины.

Таким образом, закрепление знаний и формирование профессиональных умений и навыков проводится в момент теоретического освоения дисциплин.

 

 

А в период прохождения профессиональной практики на 3-4 курсах идет уже наработка необходимых производственных компетенций. Профессиональные практики ориентированы на естественные производственные условия. Работодатели не только предоставляют базу для прохождения практик, но и участвуют в оценке результатов производственных практик и стажировок студентов. На выпускном курсе, получив опыт практической работы на современном оборудовании, используя последние новинки передовых технологий, на базе этих предприятий студенты выполняют научные работы и дипломные проекты в рамках дипломного проектирования.

 

Уже на 3 курсе обучающиеся выстраивают тесные отношения с конкретными работодателями и подрабатывают в период практик и летних каникул, получая опыт практической работы на современном оборудовании, используя последние новинки передовых технологий. Например, между ТОО «Турар» (с.Кмышное, Федоровский район) и университетом сложились взаимовыгодные отношения. На крупной молочно-торговой ферме, построенной по европейским стандартам, студенты факультета ветеринарии проходят в практику, а ученые университета предлагают свои научные разработки, такие, например, как новый метод определения стельности коров. Для студентов на базе предприятия построено общежитие, предоставляется бесплатное питание. Студенты осваивают новые технологии содержания (кормления, ухода, доения) и разведения животных в условиях полной компьютеризации производства на оборудовании  фирмы Westfalia Surge.

 

Такие методы и формы работы позволяют участвовать студентам в технологических процессах реального производства, а также  в проведении опытно-конструкторских и исследовательских работ совместно с преподавателями и  специалистами предприятий.

 



Целевая подготовка кадров

 

Работодатели сегодня готовы к тому, чтобы вести подготовку выпускника, «заточенного» под нужды своего предприятия, а университет готов гибко изменять свои учебные программы под нужды конкретных предприятий и согласно заключенному договору предоставить необходимых специалистов. Уже подписано более 40 таких соглашений с предприятиями на целевую подготовку специалистов. Важное новшество такого подхода состоит в том, что мы не занимаемся трудоустройством выпускников на выходе, а планомерно выстраиваем тесные взаимоотношения обучающихся с конкретными работодателями. Проводимые в университете «Ярмарки вакансий» позволяют работодателям произвести приоритетный отбор не только выпускников, но и студентов предвыпускного курса. Таким образом, новые формы совместного партнерства позволяют привлечь работодателей к подготовке кадров

 

 

В настоящее время достаточно быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности университета, поскольку работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Таким образом, новые подходы привлечения производственников позволили привлечь работодателей к подготовке кадров и  обеспечить не только практическую составляющую учебного процесса в реальных условиях производства и современной материальной базы, но и повысить качество образования в целом.

 

 

 

© Управление стратегического развития КГУ им. А.Байтурсынова. Начальник управления Майер Федор Федорович


PDF