КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Модель образовательного процесса

Практико-ориентированная модель образовательного процесса

 

Сформированная многолетней практикой КГУ им. А.Байтурсынова практико-ориентированная система обучения нацелена на то, чтобы выпускник, сразу после окончания университета, мог приступить к выполнению своих функций без доучивания на предприятии. Практико-ориентированное обучение предполагает глубокое освоение заявленных работодателем компетенций через производственную практику, выездные занятия на производстве, работу в филиалах кафедр, проведение экспериментально-исследовательской работы магистранта (ЭИРМ), выполнение магистерской диссертации и внедрение ее результатов на предприятии.

Практико-ориентированная модель построения образовательного процесса подразумевает:

- Использование блочно-модульной технологии освоения учебных дисциплин с реализацией ЭИРМ и производственной практики как непрерывных видов деятельности на протяжении всего периода обучения.

- 30% времени учебных занятий и ЭИРМ – на инновационных предприятиях, 70% времени учебных занятий и ЭИРМ – в аудиториях и в комплексных лабораториях вуза;

- 100% времени производственной практики – на инновационных предприятиях;

- Выполнение и защита магистерской диссертации в условиях и на материалах реального производства.

Плюсы блочно-модульной технологии освоения учебных:

- освоение модулей в сжатые сроки;

- комбинирование различных форм теоретического обучения с ЭИРМ и производственной практикой для проведения обучения в условиях производства;

- удобство приглашения зарубежных ученых.

Для технологичности образовательного процесса рекомендуется:

-комбинировать периоды теоретического обучения (семестр, триместр, квартал) с периодами практик, ЭИРМ, что позволит значительную часть учебного времени проводить в условиях производства;

-использовать в магистратуре элементы дистанционных образовательных технологий.

Преимущество данного подхода для предприятия - возможность подготовить для себя кадры без расходов на рекрутинг, переучивание и адаптацию молодых специалистов. Для выпускников – гарантия трудоустройства сразу после окончания вуза на предприятии, в котором они уже адаптированы.

 

 

Образование через исследование

Подготовить современного специалиста без привлечения его к научным исследованиям невозможно. Принципиальной при этом является необходимость реальности, востребованности исследований, постоянного их нахождения на переднем крае науки. Важно использовать в исследованиях не только оборудование научно-производственных центров университета, но, также, оборудование и инновационные технологии предприятий и организаций. Сегодня это главный приоритет в развитии региональных вузов. Необходимо усилить практико-ориентированность выполняемых магистерских диссертаций. Обязательное требование к магистерской диссертации – ее исследовательский характер с оформлением патента или разработкой рационализаторских предложений по итогам работы. Кроме того, выпускник должен уметь разрабатывать и продвигать до внедрения бизнес-проекты.

В КГУ им.А.Байтурсынова ежегодно проводится конкурс бизнес-проектов с участием заинтересованных работодателей. Создается мотивация для научных исследований – возможность проявить себя в реальном секторе экономики, достойное трудоустройство. Выигрывают все: магистрант приобретает необходимые навыки - самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, способность многосторонне рассматривать возникающие проблемы, профессиональную привычку целенаправленно и вдумчиво работать. Предприятия получают достойных работников, которые, обладая вышеперечисленными качествами, могут эффективно решать поставленные задачи.

 

Программы «раннего найма» – инструмент эффективного отбора магистрантов

 

Первый этап – широкомасштабный профориентационный отбор для привлечения заинтересованных, мотивированных абитуриентов, желающих работать в этой сфере. Важным здесь является участие предприятий в профориентационной работе по подбору заинтересованных магистрантов.

Второй этап – организация вступительных экзаменов на основе прозрачности и объективности.

Третий этап – распределение грантов в рамках «ярмарки вакансий». Из числа выдержавших вступительные экзамены предприятиями осуществляется отбор кандидатур для целевого обучения, обсуждение с абитуриентом перспектив обучения и дальнейшей работы на предприятии, заключение трёхстороннего договора (работодатель – магистрант – вуз) с обязательным последующим трудоустройством и с условием отработки на предприятии не менее трёх лет.

Ранний найм обеспечивает:

  • Трудоустройство на раннем этапе;
  • Заинтересованность предприятия в выборе будущего сотрудника и в качественной его подготовке;
  • Практико-ориентированное обучение на конкретном предприятии;
  • Практическую направленность исследований магистерской диссертации с разработкой предложений по улучшению работы предприятия.

 

Модернизация лабораторной базы

На кардинальную модернизацию научно-производственной базы Костанайскому государственному университету в течение 2015-2017 годов выделено целевое финансирование из республиканского бюджета. Нами проведены маркетинговые исследования, позволившие определить перечень необходимого инновационного лабораторного оборудования и поставщиков. Для получения объективной оценки приобретаемого оборудования были привлечены ведущие казахстанские и иностранные эксперты.

В университете создаются 2 научно-производственных центра: НПЦ «Машиностроение» и НПЦ «Производство продуктов питания», в структуре каждого НПЦ будут функционировать 2 отдела с лабораториями.

Основной принцип – лаборатории «под ключ»:

- приобретение комплексных научно-производственных лабораторий;

- доставка, сборка (включая мебель), инсталляция, пуско-наладка;

- обучение сотрудников университета;

- сопровождение.

Научно-производственные центры предполагается использовать в следующих направлениях:

- учебное – освоение образовательных программ и модулей по принципу «обучение через исследования» в ходе подготовки и переподготовки кадров и повышение квалификации персонала инновационных предприятий и организаций;

- технологическое – выполнение практических заказов предприятий отрасли, опытно-конструкторское сопровождение отдельных проектов по хозяйственным договорам;

- научно-исследовательское – осуществление фундаментальных и прикладных НИР с внешним финансированием для создания инноваций в рамках ГПИИР;

- производственное –использование оборудования аккредитованных лабораторий для проведения необходимых испытаний и выдачи сертификатов ме


PDF