КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Становление учебного процесса в университете

 

Первое десятилетие


Кустанайский педагогический институт был преобразован в государственный университет в августе 1992 года. И естественно, что перед учебным заведением встали новые задачи, в том числе связанные и с организацией учебного процесса, с подготовкой специалистов по новым для вуза университетским программам. В то время, в период становления государства, по специальностям еще не были разработаны государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные планы и программы. Все эти нормативные документы разрабатывали вузы сами на основе учебных планов и программ ведущих вузов Казахстана и России. В столь сложных условиях, в условиях недостатка материальных ресурсов, недостатка, а порой и отсутствия нормативной базы, в университете учебную и учебно-методическую деятельность возглавляли проректор по учебной работе (впоследствии первый проректор КГУ) кандидат химических наук, доцент Ханапин К.Г. и начальник учебной части Ибатулин А.Ш.

 

 

Новый этап развития университета

 

Реформирование системы образования предполагает дальнейшее возрастание роли современных информационных технологий в учебном процессе и управленческой деятельности, поиск и внедрение новых подходов совершенствования качества образования, в том числе, на основе международных стандартов, путем внедрения кредитной технологии обучения и т.д.


В силу этого, начиная с 2001 года, ректором университета Валиевым Х.Х. была  поставлена задача повышения финансовой стабильности вуза, укрепления его материально-технической базы, повышения качества знаний и научно-исследовательской работы, внедрения новых технологий обучения, совершенствования набора студентов, трудоустройства выпускников, а также воспитательной работы и социальной защиты студентов.


Начиная с 2001 года, на должность проректора по учебной работе был назначен доктор философских наук, профессор Колдыбаев С.А. Одновременно с этим, в университете была введена должность проректора по новым технологиям обучения и инновациям, исполнение которой было поручено кандидату физико-математических наук, доценту Майеру Ф.Ф., имевшему к тому времени уже достаточный опыт учебно-методической и административной работы в вузе.


Разделение функций между проректорами было следующим. Проректор по учебной работе – выполнение административных функций и общее руководство планированием и организацией учебной и учебно-методической деятельностью университета. Проректор по новым технологиям обучения и инновациям – внедрение системы менеджмента качества образования, кредитной технологии обучения, бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний обучающихся по линейной и по кредитной системам, информатизация образования в университете.


В 2004 году, после выделения из состава университета педагогического института как самостоятельного учебного заведения, должности двух проректоров, по учебной работе и по новым технологиям обучения и инновациям, были объединены в одну должность проректора по учебной работе и новым технологиям обучения, на которую был переведен и до настоящего времени ее обязанности исполняет Майер Ф.Ф.


За все эти годы, под руководством проректоров Ханапина К.Г., Колдыбаева С.А., Майера Ф.Ф. проделана, безусловно, большая работа по организации учебного процесса в университете. Цели и задачи определялись требованиями и возможностями каждого этапа. Однако, главная задача всегда была одна – это подготовка высоко-квалифицированных конкурентоспособных специалистов для Республики Казахстан, и в частности, для Костанайской области. Этот показатель достигается с помощью таких «сигналов качества», как стратегия отбора абитуриентов, эффективные технологии обучения, востребованность выпускников университета на рынке труда, над улучшением которых как раз и работает весь коллектив университета.

 

Университет, пережив наиболее сложные и драматичные для страны и системы образования годы, с честью выдержал объединение и разделение в рамках реформирования. Мы с гордостью говорим, что нам удалось в  рамках КГУ им. А.Байтурсынова не только сохранить, но и творчески приумножить богатые традиции Костанайского педагогического института и Костанайского сельскохозяйственного института. Университет прошел все требуемые стадии контроля со стороны министерства, уверенно держится в рейтингах государственных и независимых исследований сферы образования и не намерен останавливаться на достигнутом. 


PDF