КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Разработка и внедрение кредитной технологии обучения

 

Подготовительный этап

 

Начиная с 2001 года, в целях повышения качества учебного процесса под руководством проректора по учебной работе и новым технологиям обучения Майера Ф.Ф. была начата работа по внедрению и использованию бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов, проведению экзаменационных сессий методом компьютерного тестирования. При участии ряда преподавателей (Кужукеев Ж.М., Коваль А.П. и др.) разработаны принципы и основные элементы бально-рейтингового контроля, изложены организационные основы данного процесса, процедура заполнения баз данных и использования баллов текущего и рубежного контроля при расчете общей оценки по дисциплине. Была разработана и внедрена компьютеризированная система внутрисеместровой аттестации студентов и программа проведения экзаменов методом компьютерного тестирования (постановка задачи – Майер Ф.Ф., разработка программного обеспечения –  Конюший В.И.). Система тестово-экзаменационного контроля КГУ уже в то время позволяла использовать тестовые задания разных типов (в том числе, открытого  типа без  вариантов ответа, закрытого типа с выбором нескольких правильных ответов), позволяла осуществлять учет уровня сложности вопросов, выделение групп многовариантных тестовых заданий и др. Тем самым, в университете была создана определенная база для внедрения кредитной технологии обучения.

 

С 2006-2007 учебного года более 40 вузов страны в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан  на 2005-2010 годы и Правилами кредитной системы обучения в организациях образования начали  широкое внедрение кредитной системы обучения (КСО) в режиме эксперимента. Для нашего вуза это не явилось неожиданностью, поскольку широкомасштабному внедрению КСО на всех специальностях университета предшествовала большая подготовительная работа.

 

В Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова к переходу на кредитную систему обучения тщательно готовились. Летом 2003 года наши преподаватели прошли обучение основам КСО на базе Казахско­го экономического университета им. Т.Рыскулова, Казахского гуманитарно-юридического университета и в ряде других учебных заведений Казахстана. Приглашались отечественные и зарубежные специалисты, имевшие опыт работы по кредитной системе. Соответствующую подготовку прошли заведую­щие  кафедрами, преподаватели и методисты по учебной работе. Например, в течение недели в октябре 2003 года обучающий семинар по КСО для преподавателей университета проводил С.М.Омирбаев, один из разработчиков КСО в Казахстане (впоследствии – директор Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК). Осмысливалась и осуществлялась разработка стартового пакета документов. Только пос­ле этого наш вуз принял решение – включиться в эксперимент. 

  

Внерение КСО

 

Начиная с 2004 года, сначала в порядке эксперимента на экономических и юридических специальностях, а затем и с 2006 года во всём  университете по всем формам и образовательным программам стали использовать кредитную систему обучения.

 

Каждый вуз, внедряющий КСО, стал своеобразным полигоном для эксперимента в масштабах страны, а многочисленные конференции и форумы под эгидой МОН позволяли в ходе заинтересованного и подчас острого диалога определять верные решения и корректировать ошибки. Сложности процесса перехода на кредитную систему заключались в отсутствии утвержденных норм, нормативов и стандартов со стороны Министерства образования и науки Республики Казахстан,  осуществляющего режим эксперимента. Поэтому  каждый вуз выстраивал собственную модель образовательного процесса, стремясь совместить обучение студенческого контингента как по линейной, так и по кредитной системе.

 

Введение КСО потребовало значительного изменения основных вузовских документов, поэтому к моменту перехода на кредитную систему были разработаны нормативно-справочная документация, рабочие учебные планы по всем специальностям, необходимые формы индивидуального учебного плана, отработана процедура записи студентов на дисциплины компонента по выбору и др.

 

В целом пакет документации и наработки по переходу КГУ им. А.Байтурсынова на кредитную систему, как отмечалось в заключении аттестационной комиссии МОН РК (декабрь 2005 г.), находятся на уровне ведущих вузов республики. А система компьютерного учета внутрисеместровых аттестаций, мониторинга учебных достижений обучающихся  студентов и проведения экзаменов методом компьютерного и бланочного тестирования – одна из лучших в Республике.

Большую лепту в развитие и внедрение кредитной технологии обучения в университете внесли Майер Ф.Ф. (проректор по учебной работе и НТО), Коваль А.П. (в разные годы исполнявший обязанности заместителя проректора по учебной работе и НТО, декана факультета, начальника отдела), Чехова Т.И. (начальник учебно-методического отдела), Кубекова Н.К. (начальник отдела регистрации), Тастанов М.Г. (руководитель учебно-методического управления), деканы экономического и юридического факультетов Жиентаев С.М., Дауенов М.Ю., заведующие  кафедрами, преподаватели кафедр, ведущие занятия на экономических и юридических специальностях. 

Именно на их долю выпала ноша первопроходцев внедрения кредитной технологии обучения в нашем университете.

Кредитная система требовала кардинального изменения подходов к давно сложившимся представлениям о роли вуза и преподавателя в учебном процессе. При КСО главная  задача – научить студента самостоятельно получать знания, пользоваться всем многообразием информации, получая доступ к новым знаниям.

Перестройка сознания не всем преподавателям далась легко, не всегда однозначно ими воспринимались принцип разделения процессов обучения и контроля знаний, принцип выборности преподавателя студентами. 

 

 

 

Необходимо было искать новые подходы, методы, технологии обучения, позволяющие проявить в студентах интерес к дисциплине, к самостоятельному ее изучению. И для этого в университете, начиная с 2003 года, регулярно проводились различные методические семинары, открытые занятия с использованием новейших обучающих технологий, укреплялась обратная связь с потребителями: учитывались их рекомендации при разработке элективной части учебных планов, создавались филиалы кафедр на предприятиях, внедрялись новые формы проведения практик и т.д.

 

Особое внимание в университете уделяется расширению и укреплению творческих связей с крупными учебными и научными центрами ближнего и дальнего зарубежья, в частности, по вопросам дальнейшего совершенствования и развития кредитной системы обучения как в организационном плане, так и в плане переработки содержания образовательных программ в целях приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов и с Европейской системой зачетных единиц. Например,  КГУ совместно с Университетом г. Болонья (Италия), Университетом Остобортния (Финляндия), Университетом международного бизнеса и КазНПУ им. Абая  с 2007 по 2009 годы участвовал в разработке международного проекта Темпус «Внедрение Европейской системы трансферта кредитов в университетах Казахстана». Руководитель проекта – Майер Ф.Ф., исполнители – Коваль А.П., Чехова Т.И. и др.  В рамках другого проекта Темпус (руководитель проекта – Дощанова А.И.) совместно с вузами Германии и Финляндии в 2008-2010 годах проведена разработка международного курса «Инновационный и стратегический менеджмент развития предпринимательства» (головной вуз – Университет технологии, бизнеса и дизайна г. Висмар).

 

Последнее десятилетие Центром информационных технологий университета (программисты Конюший В.И., Билль О.В., Лата В.В., Шевцов Д.С.) под руководством проректора по учебной работе и НТО велась поэтапная работа по полной информатизации всех участков организационной, учебной, методической и других видов деятельности.

 

За период с 2000 по 2008 годы с нуля была создана корпоративная телекоммуникационная сеть университета,  которая связала воедино практически все структуры управления: ректорат, факультеты, деканаты, кафедры, службы и отделы, а также учебные компьютерные классы и информационные терминалы. Были автоматизированы основные процессы кредитной технологии обучения. Разработана и внедрена компьютеризированная система организации и обеспечения учебного процесса, включающая блоки планирования учебной деятельности, проведения внутрисеместровых аттестаций, тестово-экзаменационного контроля, создан внутренний информационно-образовательный портал (www.ksu.ku). Наличие информационно-образовательного портала, разветвленной корпоративной сети вуза, позволяющей с любого компьютера осуществлять доступ ко всем информационным ресурсам, создало все необходимые условия для качественной подготовки высококвалифицированных специалистов. Большую лепту в создание и развитие корпоративной компьютерной сети университета и в автоматизацию всех процессов вложил администратор по внедрению новых технологий обучения Конюший В.И.

 

 

Новый этап внедрения кредитной технологии обучения

 

Новый импульс  совершенствованию кредитной технологии обучения (КТО) придало назначение на должность ректора КГУ им. А.Байтурсынова в январе 2009 года Наметова А.М., одного из разработчиков системы обеспечения качества образования в Казахстане, ранее являвшимся проректором по учебной работе Казахского национального аграрного университета. Был существенно пересмотрен целый ряд вопросов планирования и организации учебного процесса в условиях КТО, осуществлена перестройка структуры управления университетом, в частности управления учебным процессом. На базе учебно-методического управления были созданы два новых управления – управление планирования и организации учебного процесса (руководитель – доктор филологических наук Абсадыков А.А.) и управление менеджмента и мониторинга образования (руководитель – кандидат физико-математических наук Тастанов М.Г.). Управления проводили большую работу по совершенствованию учебно-методического процесса в условиях кредитной технологии обучения, по обучению персонала и ППС. В составе первого управления  – отдел регистрации (начальник отдела Кубекова Н.К.) и отдел студенческой документации (начальник отдела Мукатова А.О.), в составе второго управления – отдел менеджмента и мониторинга качества образования (начальник отдела кандидат экономических наук Коваль А.П.) и учебно-методический отдел (начальник отдела кандидат биологических наук Чехова Т.И.). В соответствии с принципами КТО осуществлено разделение функций между отделами, деканатами и кафедрами.

 

В целом необходимо отметить, что опыт внедрения кредитной технологии обучения, организации учебно-методической работы в университете накоплен немалый. 24 октября 2008 г. на заседании Республиканского учебно-методического совета МОН РК при КазНУ им. Аль-Фараби (членом которого является КГУ) рассматривался вопрос: «Современный преподаватель вуза: проблемы профессионализма и этики» с заслушиванием материалов и Костанайского государственного университета. В постановлении заседания РУМС всем вузам Республики рекомендовано принять к сведению и распространению инновационный опыт организации методической работы Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова. Это достаточно высокая оценка! Доклад «Совершенствование учебного процесса на основе применения инновационных технологий  в вузе» (Ф.Ф.Майер, Н.В.Божевольная, Т.И.Чехова) был c интересом воспринят членами РУМС и опубликован в тематическом сборнике этого совета «Современный преподаватель вуза: проблемы профессионализма и этики»/Под ред. Г.К.Ахметовой; сост. Г.Н.Паршина, А.К.Мынбаева.- Алматы: Казак университетi, 2008. -176 с. ISBN 9965-30-689-3.

 

Учитывая высокий уровень внедрения кредитной технологии обучения в Костанайском государственном университете имени А.Байтурсынова, Министерством образования и науки РК было принято решении о проведении на базе КГУ с 17 по 18 ноября 2009 года Республиканского обучающего семинара «Совершенствование кредитной технологии обучения на современном этапе: индивидуализация обучения и повышение роли студентов в образовательном процессе».

 

 

В работе  Республиканского обучающего семинара приняли участие более 200 человек из более чем 50 вузов Республики. В рамках Республиканского обучающего семинара прошел обмен мнениями, заинтересованное и полезное обсуждение вопросов индивидуализации обучения и повышения роли студентов в образовательном процессе, а также  состоялось подписание Меморандума университетов Республики Казахстан 14-ю вузами страны.

 

Современные подходы

 

В последние годы в развитии кредитной технологии обучения акцент делается на целенаправленную разработку образовательных программ с учетом мнений работодателей и потребностей рынка труда, построение образовательных программ по модульному принципу на основе компетентностного подхода. Интенсифицируется связь с предприятиями.

 

В настоящее время быстро расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности вуза. Социальное партнерство реализуется в рамках модели образовательного кластера. Успешное развитие взаимных отношений позволило университету не только заметно увеличить число учебных курсов и программ,  предложенных работодателями и специалистами-практиками, но и  учитывать потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых специализаций и открытии новых образовательных программ, основанных на компетентностном подходе.

 

Университет существенно изменил технологию подготовки кадров, делая основной акцент на формирование компетенций у выпускников, для их успешной реализации в профессиональной деятельности с первых дней работы на предприятии. Новые методы и формы работы позволяют участвовать студентам в технологических процессах реального производства, а также  в проведении опытно-конструкторских и исследовательских работ совместно с преподавателями и  специалистами предприятий.

 

Новые формы организации совместного партнерства позволяют привлечь работодателей к подготовке кадров и обеспечить не только практическую составляющую учебного процесса в реальных условиях производства и современной материальной базы, но и повысить качество образования в целом.

 

Сегодня работодатели заинтересованы в обучении высококвалифицированных кадров, активно участвуют в разработке содержания и организации учебного процесса, решают вопросы финансирования, оплачивают обучение.

 

Принцип практико-ориентированной направленности охватывает все три уровня образования. Сегодня в университете обучение ведется по 34 специальностям бакалавриата, 28 специальностям магистратуры и 17 специальностям докторантуры. Процесс формирования профессиональных навыков (компетенций) начинается в бакалавриате и продолжается на более высоких  уровнях в магистратуре и докторантуре через исследовательскую работу, внедрения и коммерциализацию, приобретая на этом уровне международный аспект.

 

В идеале, современный многопрофильный университет - это учебно-научно-производственный комплекс предпринимательского типа, самостоятельно зарабатывающий средства для своего эффективного функционирования. Потому необходимы последовательные институциональные изменения в системе высшего образования для активного развития процесса подготовки кадров новой формации.

 

Например, для создания эффективной, системно организованной инновационной среды, целесообразно продолжить поэтапную автономизацию вузов - переход от РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество (НАО) и затем - в автономный вуз в соответствии с принципами деятельности университетов мира. Только в этом случае вузы станут полноценными субъектами рыночных отношений, свободно распоряжаться получаемой прибылью и эффективно работать в конкурентной среде, оперативно реагируя на рынок труда и запросы работодателей.


PDF