Академическая мобильность
Провозглашенная Европейским Союзом свобода передвижения рабочей силы потребовала обеспечения возможности для студентов часть своего обучения проходить в других вузах внутри страны или за рубежом. Кроме того, быстрое устаревание знаний также требовало продолжения образования после окончания вуза. В силу этого, в середине 80-х годов в Европе активно стали развиваться программы мобильности студентов.
В рамках Болонского процесса провозглашена одна из основных целей – это повышение академической и профессиональной мобильности через расширение свободы выбора образовательной траектории и возможности накопления кредитов европейскими гражданами в течение всего периода обучения.
Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов университетов разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования.
В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. развитие академической мобильности является одним из целевых индикаторов, как реализация одного из принципов Болонской декларации. Академическая мобильность обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности университета, способствующих улучшению качества образования, повышению эффективности научных исследований, упроведен становлению внешних и внутренних интеграционных связей.
Академическая мобильность – это перемещение студентов, магистрантов, докторантов или преподавателей для преподавания, обучения, прохождения практики или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другое высшее учебное заведение (внутри страны – внутренняя академическая мобильность или за рубежом – внешняя академическая мобильность)
После завершения обучения, прохождения практики или проведения исследований в установленном порядке должен быть проведен перезачет освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Академическая мобильность обучающихся КГУ имени А.Байтурсынова осуществляется в рамках межвузовских договоров/соглашений или совместных проектов.
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан – первое центрально-азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.