КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
А. БАЙТУРСЫНОВА
Чтобы не отстать от остальных народов –
надо овладевать знаниями, быть богатым и сильным.
Чтобы знать - надо учиться,
Чтобы быть богатым - надо заниматься ремеслом,
Чтобы быть сильным - сохранить единство.
А. Байтурсынов

Яркое светило казахской науки и культуры

 

Гордость казахского народа


Ахмет Байтурсынов родился в январе 1873 года в местности Сарытубек, где река Жиланчик впадает в озеро Аккол (нынешняя территория Жанкельдинского района Костанайской области). После успешного окончания двуклассного училища в Торгае Ахмет в 1891 году поступил на учебу в Оренбургское училище, где готовили преподавателей для казахских школ, и с 1895 года началась его педагогическая деятельность в аульных и волостных училищах Актюбинского, Каркаралинского и Костанайского уездов.

 

Ахмет Байтурсынов был  основателем газеты «Қазақ», которая имела свыше трех тысяч подписчиков. С 1913 до 1918 года был ее  редактором. Газета выходила в тяжелых условиях царско-полицейского режима. На ее страницах он опубликовал немало материалов на темы просвещения, литературы и языкознания, знакомил читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывал их к познанию, духовному обогащению. Газета «Қазақ» положила начало национальной демократической прессе.

 

В эти же годы Ахмет Байтурсынов приобщается к литературному творчеству, переводит на казахский язык басни Крылова. Параллельно занимается созданием первых по времени пособий по родному языку, организует национальные школы, пишет книги под названием «Маса» («Муха»), «Қырық мысал» («Сорок басен»). Ахмет Байтурсынов стоял у истоков литературоведения и науки о казахском языке. В двадцатые годы на основе арабской графики, учитывая особенности казахского языка, он создал азбуку, написал ряд трудов по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методике обучения, проделал большую работу по развитию казахской литературы и культуры. 

Лидеры партии  «Алаш» Ахмет Байтурсынов (слева), Алихан Букейханов и Миржакып Дулатов

 

Многие годы деятельности Ахмета Байтурсынова связаны с созданием Алаш-Орды и организацией партии «Алаш», одним из авторов программы которой он является. В этой программе было указано, что Россия должна быть демократически-федеративной республикой, а казахи должны иметь свою автономию. Характерно, что Временный народный совет Алаш-Орды состоял из 25 членов, из которых 10 мест было отдано представителям русского и других народов, проживающих в Казахстане.

 

 

Двадцатые годы были тяжелыми для истории Казахстана, когда интеллигенция подвергалась тяжелым гонениям со стороны приспешников сталинского режима. В 1929 году А.Байтурсынов был арестован и затем сослан в Архангельскую область, а его научное и поэтическое наследие оказалось под запретом. Лишь в 1934 году при содействии жены Максима Горького – Е.П.Пешковой, работавшей в Красном Кресте, А.Байтурсынов был досрочно освобожден из ссылки. Но в августе 37-го года он опять был посажен в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности, хотя виновным себя не признал, а как председатель Казинпроса всего лишь высказывал свое несогласие с проводимыми советской властью отдельными мероприятиями. Ссылка серьезно подорвала здоровье Ахмета. По постановлению тройки УНКВД Алма-атинской области от 25 ноября 1937 года ему определили меру наказания – расстрел. Жизнь его, как и многих представителей интеллигенции, оборвалась в 1937 году. Постановление исполнено 8 декабря 1937 года.


Неизменной спутницей жизни Ахмета Байтурсынова была его любимая жена. Родилась она в 1878 году в Челябинской области. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь (в ста километрах от Костаная), познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Совместная жизнь началась в Костанае. В связи со ссылкой в 1929 году А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа, как жена врага народа, вместе с дочерью Шолпан была отправлена в 1931 году в ссылку в Томскую область. Затем их разъединили – Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в деревню Жуково.


В 1934 году они вернулись на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую обл. Здесь она тяжело заболела. По возвращении в Костанай беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Она стала жертвой сталинских репрессий, жизнь её трагически оборвалась на территории Костанайской области.

 

В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются легенды об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь.

 

Они хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга.

 

Многогранный талант Ахмета Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, переводчиком, этнографом, составителем многих учебников, но и автором многих стихов для детей младшего возраста. Ахмет-ага был великим Устазом – Учителем с большой буквы для детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светилом казахской науки и культуры.

 

“Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию. Для воплощения этих задач в казахской степи нужно открывать повсеместно в аулах казахские школы, преподавать на казахском языке. Это наша основная цель и задача” – говорил Ахмет Байтурсынов.

 

И отрадно, что на его родине его имя носит Костанайский государственный университет, где нынешное поколение получает доступное образование. В честь него названа улица и площадь, перед университетом поставлен памятник А.Байтурсынову.


PDF