Образовательная программа
История и этноконфессиональные отношения
Изучение дисциплин данной образовательной программы включает в себе изучение основных элементов историко-этноконфессиональных отношений, прошлого, настоящего и будущего как всемирной истории, так и истории Республики Казахстан. Кроме этого, включает в себе политическую историю, историю религии, проблемы международных отношений, формирует навыки научно-исследовательской работы. В дальнейшем специалисты, обучавшиеся по данной траектории, могут быть применимы в различных сферах деятельности: как в управленческих структурах по урегулированию межконфессиональных и этнических отношений, так и в сфере педагогической деятельности в качестве будущих специалистов для работы в колледжах, лицеях и школах.
Показать/скрыть подробную информацию...
После окончания изучения дисциплин образовательной программы «История и этноконфессиональные отношения» студенты должны:
Знать и понимать:
• различные точки зрения и концепции исторической науки;
• сущность и социальную значимость своей профессии;
• актуальные проблемы фундаментальных дисциплин своей специальности;
• о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности и методах его изучения;
• о роли психологических и педагогических факторов и решения проблем прикладного характера в сфере обучения, воспитания, общения и труда;
• о месте человека в эволюции Земли и влиянии его деятельности на окружающую среду.
• социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения мировых религий;
• специфику взаимоотношении государства и религиозных объединении в Республике Казахстан;
• государственную политику РК направленную на поддержание межконфессионального мира и согласия.
Уметь:
• научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
• использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах социальной деятельности;
• приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
• на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
• классифицировать источники по истории мировых религии и извлекать из нее информацию;
• вести конструктивный диалог с представителями традиционных и нетрадиционных конфессий.
Владеть:
• общей методикой организации учебного процесса;
• техникой грамотного использования в своей деятельности профессиональной лексики;
• технологией по созданию кабинетов истории;
• технологией практической работы в археологической и этнографической экспедициях;
• методикой чтения публичных лекций.
• методикой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
• методикой проведения занятий по историческим дисциплинам;
• методикой проведения занятий по социально-гуманитарным дисциплинам;
• общей характеристикой религиозной ситуации и духовной жизни Республики Казахстан.
Каталог дисциплин образовательной программы
Каталог дисциплин образовательной программы содержит описание каждой дисциплины в отдельности с указанием пререквизитов и постреквизитов, количества кредитов, виды занятий, информация о руководителях программы.
Показать/скрыть подробную информацию...
Обще образовательные дисциплины
Этнология / Этнология / Ethnology – 3 кредита
Пререквизиты: Введение в регионоведение.
Краткое содержание курса: Предмет и задачи этнологии. Географическая, хозяйственно-культурная, расовая, лингвистическая, конфессиональная классификация. Источники и историография. Методы и методолгия. Проблемы этногенеза и этнической истории. Северная, Южная, латинская Америка. Классификация коренного населения Америки. Палеоиндейцы. Хозяйство, материальная и духовная культура народов Америки до европейской колонизации. Семейный и общественный быт. Верования и культы. Завоевание и колонизация америки европейцами. Насильственная иммиграция из Африки. Этнические группы разного происхождения. Этнические процессы в современной Америке.
Постреквизиты: Политическая система стран региона специализации.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Исмаилов С.С.
Базовые дисциплины
Дінтану/ Религиоведение/Religion studies / -1 кредит
Пререквизиты: изучение дисциплины «религиоведение» предполагает знание истории Казахстана, философии.
Краткое содержание курса: 1.Религия как предмет и объект курса религиоведения. 2.Возникновение религии. Структура и содержание религии как явления.3.Специфика религиозной системы Древнего Востока и Античного мира.4. Тенгрианство, как ранняя форма религиозного сознания. 5.Буддизм6.Христинство, его происхождение и сущность. Священная книга христиан. Основные течения в христианстве.7 Ислам. Коран, сунна, шариат. Основные течения.8. Религиозный феномен в современном мире и Казахстане. Курс дисциплины «религиоведение» дает системное представление о содержании и роли религии в обществе, мировых конфессиях.
Постреквизиты: Знание «религиоведение» позволяет овладеть курсом политологии, социологии, психологии, казахской и русской литературы, истории древнего мира.
Виды аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, СРОП
Руководители программы: Шаймерден Г.И., Бондаренко Ю.Я.
Алғашқы қоғам тарихы / История первобытного общества /Prehistory / -3 кредит
Пререквизиты: История, философия.
Краткое содержание курса: «История первобытного общества» является историей древнейшего человека и его общества. Поэтому многие теоретические вопросы истории зарождения и формирование человека и его общества изучается методами философской , психологической и биологической наук. Проблемы связанные с происхождением рода различных социальных институтов, первобытных обычаев и обрядов и мировоззрения обычно изучается этнологическими методами.
Постреквизиты: История древнего мира
Виды аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, СРОП
Руководители программы: Шевнина И.В., Нурушева Г.К.
Археология /Archeology / -3 кредит
Пререквизиты: история первобытного общества, история.
Краткое содержание курса: Целью археологической науки является ознакомление студентов историков с местами, занимаемым археологией, ее задачами, методами и развитием. Наряду с этим, в общий курс включена история изучения и открытия наиболее важных с научной точки зрения памятников. Вданном курсе особое внимание уделено как древней и средневековой истории нашего государства, так и имеющим прямое или косвенное отношение регионам Евразии, среди которых Передняя Азия, Средняя, Юго-Западная Азия, Кавказ. В курсе археологии большая часть отведена археологии Казахстана.
Постреквизиты: История
Виды аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, СРОП
Руководители программы: Ералина А.Е., Шевнина И.В.
Всеобщая история государства и права / Мемлекет және құқықтың жалпы тарихы / General History of State and Law - 3 кредита
Пререквизиты: История древнего Мира
Краткое содержание курса: Возникновение государства и права. Государство и право Древнего Востока рабовладельческие государства Древней Греции и Рима. Феодальное государство и право в Западной Европе. Государство и право средневекового Востока феодально государство и право Восточной Европы. Возникновение буржуазного государства и права в Европе. Государство и право Востока в период нового времени. Государство и право России в период оформления абсолютизма. Создание и развитие национальных государств в Северной и Южной Америке. Становление и развитие социалистической системы права. Развитие буржуазного государства и права в Европе. Государство и право Азии Африки в новейшее время
Постреквизиты: Конституционное право стран изучаемого региона .
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Легкий Д.М.
Іскерлік этикет/Деловой этикет / Business etiguette – 1 кредита.
Пререквизиты: философия, социология.
Краткое содержание курса: Дисциплина «Деловой этикет» является ДВО, компонентом по выбору. Данная дисциплина формирует профессиональные знания и умения при освоении специальности. Курс представляет собой научные, теоретические и практические основы дисциплины «Деловой этикет». Её сфера – максимально широкие сообщения и исследования, которые проливают свет на особенности коммуникации в деловом мире. Основной акцент сделан на анализ ведущих положений и их воплощение на практике на основе методов исследования и проецирования. Рассматриваются позиции выдающихся учёных прошлого, а также концепции современных теоретиков и практиков. Преподавание курса «Деловой этикет» необходимо вести в соответствии с требованиями современных исследований в данной области.
Виды аудиторных занятий: практический
Руководитель программы: Баяхметова А.А.- к.ф.н., доцент КГУ.
Психология конкурентоспособной личности/Бәсекеге кабілтетті тұлға психологиясы/ Psychology of competitive personality – 1 кредита
Пререквизиты: Социология
Краткое содержание курса: Понятие и структура личности. Стрессоустойчивость личности. Развитие потенциала личности.онструктивное общение. Характеристика конструктивного общения. Закономер-ности восприятия вербальной и невербальной информации. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Искусство полемики. Конфликт и его характеристика. Способы разрешения конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтной ситуации. Подготовка к собеседованию. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о партнере по общению. Стратегии и техники самопрезентации. Основные стадии профессионализации. Феномен психического выгорания. Понятие профессиональных деформаций и деструкций лич-ности. Способы профилактики деструктивных состояний.
Виды аудиторных занятий: практические, лекционные
Руководитель программы: Ельчищева О.В.
Делопроизводство на казахском языке / Қазақ тілінде іс жүргізу / Paperwork in the Kazakh language – 1 кредит
Пререквизиты: Казахский язык.
Краткое содержание курса: Делопроизводство как научная и учебная дисциплина. Значение документов для реализации управленческих решений. Современное состояние делопроизводства. Факторы, влияющие на его организацию и технологию в учреждениях различных уровней управления. Организационные, правовые, социальные и психологические аспекты делопроизводства. Понятие «документационное обеспечение управления». Взаимосвязь ДОУ с автоматизированной психологией обработки документов. Инструкция по делопроизводству – основной нормативный акт о регламентации организации и психологии производства. Типовые и индивидуальные инструкции. Порядок разработки, состав информации, правила утверждения и внедрения. Взаимосвязь делопроизводства и организации ведомственного хранения документов.
Постреквизиты: Профессиональный казахский язык.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Есетаева А.М., Иргизбаева К.Б.
История международных отношений / Халықаралық қатынастар тарихы / History of International Relations – 3 кредита
Пререквизиты: Новая история стран Азии, Африки, Новейшая история стран Европы и Америки.
Краткое содержание курса: Объект и предмет истории международных отношений. Понятие «международных отношений». Цель и задачи. Основные проблемы международных отношений в XVI-XVIII в.в.. Становление колониальных империй. Международные отношения 1815-1850-х г.г. Основные направления международных отношений. Завершение колониального раздела мира. Европейская дипломатия. Распад биполярной системы и роль крупнейших государств. Мировой процесс всеобщей интеграции. Роль международных отношений в становлении новой системы международных отношений.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Легкий Д.М.
История межконфессиональных отношении в СМИ/ БАҚ конфессияаралық қатынастардың тарихы/ History of interconfessional relations - 3 кредита
Пререквизиты: этноконфликтология
Краткое содержание дисциплины: Введение в специальность. СМИ и межконфессиональные отношения в современном мире. Роль СМИ разъяснении сущности межконфессиональных отношении. Специфика, особенности освещения в СМИ межконфессиональных отношении в СМИ. Исторический аспект развития межконфессиональных отношении и роль религиозных организации в современном обществе. Молодежь и межконфессиональные отношения. Прогнозирование и управление процессами межконфессиональных отношении в Казахстане. Роль и место «Съездов мировых и традиционных религии» в этой сфере.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Маканов Ж. К.
Деректану/ Источниковедение / Stude of soursces – 3 кредита
Пререквизиты: историография, история.
Краткое содержание курса: Теория источниковедения как самостоятельная отрасль (формирование и развитие). Источниковедение
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические. Наряду с историографией относиться к числу фундаментальных дисциплин, обеспечивающих теоретико-методологическую и специальную подготовку историков. Фундаментальность источниковедения связан, прежде всего с важнейшей особенностью самой исторической науки объект истории – общество в прошлом – не дана историку в последовательном виде, а познаваема лишь через исторические источники.
Руководитель программы: Кусаинов Г.Б.
Педагогика және жас ерекшелік психологиясы / Педагогика и возростная психология / Pedagogics and Developmental psychology – 3 кредита
Пререкизиты: Философия, социология, история, психология.
Краткое содержание курса: Педагогика как наука о воспитании. Соотношение воспитания, развития, формирования личности. Целостный педагогический процесс. Обучение в целостном педагогическом процессе: понятие, признаки, функции. Формы организации обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Система средств, форм и методов воспитания и обучения личности. Теоретические основы технологии обучения. Приоритетные технологии обучения. Технология формирования коллектива. Профессионально-педагогическое общение. Периодизация возрастного развития. Особенности развития в младенческом возрасте. Познание и поведение в раннем возрасте. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие младшего школьника. Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Роль социальных факторов в развитии личности. Общение и его влияние на развитие личности. Достижения детей в этом возрасте. Возникновение и первые этапы развития речи ребенка. Развитие связной речи. Формирование личностных качеств и психологические новообразования. Усвоение правил и норм общения. Развитие мотиваций и самостоятельности. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте.
Постреквизиты: Методика преподавания истории.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Беркенова Г.С. Пархоменко И.А
История тюркских народов/ Түркі халықтарының тарихы / History of the Turkic Peoples – 3 кредита
Пререквизиты: История Казахстана.
Краткое содержание курса: Источники, периодизация, основные тюркские народы и этнокультурные ареал их проживания, этногенез тюркских народов; гунны и великое переселение народов; взаимоотношение тюрков с соседями (Китай, Византия, Иран); тюркские государства на территории Казахстана, Хазарское ханство, Булгары, Огузы, Кипчаки; тюркские народы и государства в период монгольского господства; Сельджукское государство. Османская империя. Тюркские народы Евразии в новое и новейшее время. Проблема единства тюркских народов и идея туранизма. Культура тюркских народов. Актуальные вопросы современной тюркологии в Казахстане и зарубежом.
Постреквизиты: История казахской диаспоры.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Нурсеитов Б.Н.
Қазақстанның қазіргі заман тарихы / Новейшая история Казахстана / Contemporary history of Kazakhstan– 3 кредита
Пререквизиты: История Казахстана.
Краткое содержание курса: Курс новейшей истории Казахстана ее задачи. Новейшая история Казахстана – составная часть истории Казахстана. Источники новейшего времени и их особенности. Историография курса. Периоды новейшего времени. Применение новых концептуальных подходов в изучении новейшего времени истории Казахстана. Формы и методы исследования исторических процессов новейшего времени. Объективность. Историзм.
Постреквизиты: Новая история Казахстана
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Колдыбаева С.С.
Шет елдер тарихының тарихнамасы / Историография истории зарубежных стран / Historiograpy of the History of foreing Countries– 2 кредита
Пререквизиты: Источниковедение, история древнего мира
Краткое содержание курса:. Историография истории зарубежных стран является важнейшим элементом в процессе обучения студентов-историков. Действительно, именно древний мир и средневековье явились тем историческим периодом, на основе которого сформировались практически все современные народы. И именно с изучения средневековой истории начала формироваться сама наука история. В ходе изучения историографии зарубежных стран, начиная с древнего мира и средневековья, студент может проследить генезис и дальнейшее развитие исторической науки Европы.
Постреквизиты: Средневековая история
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Легкий Д.М.
Профилирующие дисциплины
Қосалқы пәндер/ вспомагательные исторические дисциплины / Auxiliary historical science – 3 кредита
Пререквизиты: История древнего мира, всеобщая история государства и права.
Краткое содержание курса: Вспомогательные исторические дисциплины, такие как палеография, хронология, метрология, нумизматика, сфрагистика, геральдика и генеалогия является неотъемлемой частью исторической наук. Значение в различных областях этих дисциплин необходимы для реального воспроизведения исторических событий и их места и времени в мировой истории. В Значительной степени вспомогательные исторические дисциплины обогащают известные данные, дают возможность увидеть исторические события в перспективе и с различных ракурсов .
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководители программы: Шевнина И.В.
Мұрағаттану /Архивоведение / Arhives – 2 кредита
Пререквизиты: Источниковедение, документоведение, вспомогательные исторические дисциплины
Краткое содержание курса: В современном мире с все более и более усиливающимся технократическим мышлением многие представители общественной сферы заявляют с особой остротой об ответственности общества и государства перед прошлым как об одном из условии сохранения человечества. Для обеспечения данной потребности на сегодняшний день одним из востребованных специалистов должен являться архивист, с помощью которого, как и историка можно было бы познать не только самого себя, но все «живое проявление» в прошлом, настоящем и будущем.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководители программы: Нурсеитов Б.Н.
Тарихи процесс және таным теориясы /Теория исторического процесса и исторического познания / Theory of Historical Process and Historical Knowledge – 3 кредита
Пререквизиты: Философия, историография, источниковедение.
Краткое содержание курса: Становление «Теория исторического процесса и исторического познания» как научной и учебной дисциплины. Историческая теория – специфическая форма исторического познания. Теория исторического процесса и исторического познания – фундамент системы исторических наук. Сущность, общие тенденции и закономерности развития, научный и социальный статус исторического знания. Необходимость определения концептуальных положений изучения истории в контексте и отечественного и зарубежного опыта современных историко-методологических исследований.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководители программы: Турежанова С.А.
Тарихты оқыту әдістемесі /Методика преподавания истории / Methods of History teaching - 4 кредита
Пререквизиты: Педагогика,психология История казахстана, История мира
Краткое содержание курса: Место методики преподавания истории в педагогической науке и в системе гуманитарного знания. Методика школьного обучения истории как педагогическая наука. Предмет, объект, задачи и основные факторы методики обучения истории. Социальные методики преподавания истории. Роль и место методики в школьном обучении истории. Структура курса. Специфика источников и методов методической исследовательской работы. Основные этапы становления и развития методики обучения истории.
Руководители программы: Умбетова С.С.
Методология исторической науки/ Тарихы ғылымының методологиясы / Methodology of Historical Science – 3 кредита
Пререквизиты: Философия, социология, политология.
Краткое содержание курса: Метод и методология. Классификация методов. Наблюдение. Сравнение. Описание. Измерение. Формализация. Аксиоматический метод. Гипотетико – дедуктивный метод. Восхождение от абстрактного к конкретному. Анализ. Абстрагирование. Обобщение. Идеализация. Индукция. Аналогия. Моделирование. Системный подход. Вероятностно – статистические методы. Интроспекция. Эмпатия. Анализ документов. Герменевтика. Эпистемология. Монографический метод. Биографический метод. Историко – социальная методология. Палеографические методы. Хронологические методы. Статистические методы. Философские методы.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководители программы: Турежанова С.А.
Қазақ диаспорасының тарихы/ История казахской диаспоры/ History of the Kazakh diaspora – 3 кредита
Пререквизиты: Этнология.
Краткое содержание курса: Цель и задачи. Казахская диаспора, теория о миграции.исторический процесс формирования казахской ирреденты. Условия и причины процесса возникновения казахской ирреденты и диаспоры. Экономические, политические, социальные и идеологические корни диаспоры. Эволюция на современном этапе. История формирования казахской диаспоры. Значение изучения казахской диаспоры и ирреденты. Исторические события XX века. Проблемы и причины эмиграции казахов. Трудовая эмиграция казахской диаспоры во второй половине 20 века. Современное развитие казахской диаспоры. Процесс возвращения казахов на историческую Родину.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Ибраев Е.Е.
Еуропа және Америка, Азия және Африканың жаңа және қазіргі заман тарихы /Новая и новейшая история Европы и Америки, Азии и Африки / Modern and Comtempory History of Europa and America, Asia and Africa– 3 кредита
Пререквизиты: всеобщая Истрия государства и права.
Краткое содержание курса: Предмет курса «Новое время» и «Новая история». Историческое содержание эпохи. Общая характеристика и основные проблемы истории Нового времени. Место Новой истории в истории человечества. Принципы и критерии периодизации новой истории. Формационная концепция. Исторические циклы. Содержание новейшей истории . Дискуссии о проблеме периодизации новейшей истории. Формационный подход к историческому процессу.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Кусаинов Г.Б. Ерменбаева Г.К.
Қазақ халқының рухани мәдениетінің тарихы /История духовной культуры казахского народа / History of spiritual culture of the Kazakh people– 3 кредита
Пререквизиты:История казахстана.
Краткое содержание курса: Курс «История духовной культуры казахского народа» охватывает период с древности до начала 20 века. Национальная культура - это сложное многосоставное образование, система (все более усложняющаяся – по мере исторической эволюции), состоящая из взаимосвязанных и иерархически соподчиненных структурных элементов. К содержание духовной культуры относят такие компоненты, как религиозно-философские идеи и представления, идеалы и учения, космогонические знания, культы, обычаи, ритуалы, искусство, письменность, художественная литература.
Руководитель программы: Нурушева Г.К.
История Костанайской области / Қостанай облысының тарихы / History of Kostanai region – 3 кредитаv Пререквизиты: История древнего и средневекового Казахстана.
Краткое содержание курса: Проблемы истории формирования и развития Костанайской области с древности по сегодняшний день. Формирование населения области. Этническая и демографическая ситуация в XIX - начале XX вв. Переселенческая политика царизма. Изменение социально - демографической ситуации в ХХ в. Индустриализация, коллективизация в области. Костанайская область в годы Великой Отечественной войны. Освоение целинных земель на территории области. Политическое, социально- экономическое развитие Костанайской области в 70-80-е гг. ХХ в. Развитие Костанайской области в 90-е – 2010 гг.
Виды аудиторных занятий: лекционные, практические.
Руководитель программы: Ералина А.Е.