Если певца сравнивают с соловьем, это для него лучший комплимент. Эту невзрачную серенькую птичку все знают и любят именно благодаря ее чудесной песне. Соловей считается лучшим певцом среди пернатых. Ценили его за это уже в древности.
В Древней Греции соловей считался священной птицей поэзии, как позднее лебедь. Римляне были такими любителями этих птиц, что платили за них безумные цены. Соловей стоил дороже раба и даже оруженосца. Супруга императора Клавдия Агриппина однажды должна была купить для подарка белого соловья. Он обошелся ей в 300 золотых монет. Как певца траурных песен римляне часто изображали соловья вместе с другими певчими птицами на надгробных монументах. Позже христианская церковь заимствовала эту символику глубокого траура. С соловьями сравнивали души праведников с их стремлением к небу (Gattiker, Gattiker, 1989).
Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Его рассматривают поляки как Божье творение. Убивать соловья грех, потому, что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья. Поляки считают, что соловей произошел от искусного умершего органиста. В Польше верят, что соловей прилетит в в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери.
По другой польской легенде, в начале лета соловей улетел в леса созывать птиц, которые должны петь Божьей Матери во время ее вознесения на небеса и сопровождать ее в рай (Гура, 1997).
Соловей — вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов. Символ свободы, «вольная пташка» веселья, удовольствия. Казак, посаженный в темницу, сравнивает себя с соловьем, на которого налетели «соколы». Соловей — важная фигура в птицеволхвовании, часто он переносит вести. Соловей любит свободу: в одной песне монах-чернец, у которого соловей улетел из клетки, просил его воротиться, и обещал соли и воды из самого чистого ключа, но соловей согласен пить воду из реки, лишь бы оставаться на воле.
Соловей — птичка-невеличка, а поет — лес дрожит. О знаменитом соловьином голосе много поговорок. «Ластiвка день починає, а соловейко кiнчає», — говорят в Украине из-за того, что он поет по ночам. В украинском фольклоре соловей часто упоминается в любовных песнях. Это вообще птица влюбленных (Панькiв, 1999). Традиция эта пошла, видимо, еще с Древней Греции. Там соловей считался оракулом в делах любовного волокитства, ему доверяли самые сокровенные тайны (Федосеенко, 1998).
В Украине верили, что соловьи начинают петь тогда, когда напьются воды из березовых листьев. В начале лета, когда наливаются зерном ранние хлеба, их рулады прекращаются. Отсюда поговорка: «Затих соловейко, бо ячмiнним колосом удавився». Пение же поздно летом считалось дурным предзнаменованием (Скуратiвський, 1998).
По частоте упоминания в русских народных песнях и былинах среди всех птиц соловей стоит на четвертом месте. В России в XIX веке, вспомним Некрасова, крестьяне даже создавали особые «соловьиные заповедники». В русской народной песне соловей являет собой звонкое песенное начало (Гусев, 1996). Его символика связана с молодостью и весельем. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Соловьи веселыми песнями свет поведают».
В старинной русской песне поется:
Дочь от матушки поехала,
Жалобно, слезно заплакала,
Во зеленый сад заехала,
Среди саду становилася,
С соловьями думу думала,
С молодцами речь говорила:
Соловей мой, соловьюшко,
Соловей мой, птица вольная,
Птица вольная, бездомовая!
Полетай, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
На родимую, на любимую,
Скажи, мой соловьюшко,
Отцу, матушке, большой поклон,
Роду племени челобитьице,
Дружку милому большой поклон.
«Песни литовского народа, — считал Н. Костомаров, — отличаются непринужденною нравственностью и деликатностью, и в этом отношении чище славянских, как детская жизнь чище юношеской» (Костомаров, 1903). О соловье у литовцев есть такая песнь: «Что ты, соловушка, резвая пташка, что не поешь? Как мне петь, пастухи разорили мое гнездышко, говорят, будто я выклевал пшеницу, растоптал траву на лугу, напугал вороных коней. А это совсем неправда! Меня молодцы оклеветали: я не выклевывал пшеницу, не вытаптывал травы на лугах, не распугивал вороных коней».
Ласточка весну начинает, а соловей кончает. В Нижегородской губернии на проводы весны делали «соловушку» — чучело из соломы, и водили вокруг него хороводы.
А вот это русское поверье, кажется, многим неизвестно: кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи кусать не будут.