Вещей птицей многие народы считали кукушку. Кто из нас в детстве не спрашивал, заслышав кукование в лесу: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» Девушки могут задавать вопрос и по-другому: «Кукушка, кукушка, сколько мне в девках ходить?» Кукование кукушки возле дома иногда вообще считалось предвестием свадьбы. Интересно, что люди старались «подправить» знамения судьбы. Чтобы кукушка подольше куковала и не улетала с ветки, нужно было, подкравшись к дереву, перевязать его поясом*.
Но только такими «предсказаниями» возможности птицы не ограничиваются. Кто услышит кукование в лесу, имея при себе деньги — при деньгах будет целый год, — считалось на Руси. Иногда, для верности, рекомендовалось этими деньгами еще и брякнуть в кармане, дабы пернатая вещунья услышала. Ее голос может служить оракулом, чтобы спрашивать что-то. Сколько раз прокует кукушка, через столько лет и сбудется желание. В Литве справлялся праздник в честь кукушки. Украинцы считали, что на юг ее несет на себе удод, а из клюва у нее выпадает ожерелье, кто его найдет — к счастью.
Гадание по кукованию кукушки распространено наверное у всех народов, где она встречается. Причем считалось, что голос ее был не только вещим, но и имел магическое действие. Он мог влиять на здоровье, счастье, богатство того, кто впервые слышал кукушку. Распространено поверье, что тот, кто слыша первый раз кукушку имеет при себе деньги или хлеб, будет иметь их в достатке и весь год. А в Гнезно в Польше считалось даже что тот, кто трижды услышит кукование, выиграет в лотерею. На Цюрихском озере верили: если впервые слыша кукушку ты имеешь деньги в кармане и полный желудок, значит твои дела на протяжении года будут идти хорошо. В швейцарском кантоне Фрайбург нужно было услышав кукушку быстро потрясти карманы. Если там что-то находилось, значит все лето в кармане будут водиться деньги. Многочисленные варианты подобных поверий распространены по всей Европе. Кукованию и первому появлению кукушки приписывалась даже способность излечивать болезни и изгонять паразитов. Во Франции в XVII в. делали так: услышав первое кукование брали землю из-под правой ноги, затем ее рассыпали в доме. Это считалось хорошим средством против блох. В Тюрингии делали немного по-другому: услышав первое кукование, нужно было сразу же остановиться и не оглядываясь схватить то, что находится сзади. Первый попавшийся под руки предмет помогал против клопов. В Бельгии чтобы избавиться от многих болезней нужно было услышав кукование покататься по земле. В Богемии услышать первое кукование с востока считалось хорошим предзнаменованием, с запада — можно было ожидать несчастья (Gattiker, Gattiker, 1989).
По кукованию кукушки земледельцы гадали о будущем урожае. Если она закукует при восходе солнца и в лесу, уже одевшемся листвой, значит год будет урожайным. А если на ночь и на голом дереве — можно ожидать голода. Слишком раннее кукование кукушки вообще считалось плохой приметой*.
У славян считалось, что сучок от дерева, на котором куковала кукушка, обладает магическими свойствами. Его носили с собой как амулет, оберегающий от несчастий, а охотники брали с собой для успеха на охоте. Женщины обводили «кукушечьим» сучком по внутреннему краю посудины, в которую вливали надоенное молоко. Считалось, что в ней всегда будет отстаиваться толстый слой сливок**. Еще проводился обряд крещения кукушки. Обычно проходил он в поминальную неделю. Женщины и девушки делали в лесу из лоскутов и цветов чучело птицы и вешали над ним шейные кресты или же одевали крестик на саму птицу.
Украинцы верили, что услышав первое кукование нужно бросить несколько мелких монет в ту сторону, откуда оно доносится. Тогда весь год будешь при деньгах. Боялись голоса птицы, когда она прилетала на усадьбу. Это могло предвещать несчастье. Смотрели как она сидит: если хвостом к дому и кукует, это к доброй вести, если же головой — «кого-то из семьи призывает». Особенно опасным считалось трехразовое кукование. По народным поверьям, эти птицы считаются хранительницами ключей вырия. Они последними закрывают его, когда птицы улетают к своим жилищам, и первыми открывают, чтобы пустить перезимовать (Скуратiвський, 1998).
В Западной Украине бытует поверье, что когда кукует кукушка, из ее горла выпадает жемчуг и золото. Считается, что кукушка произошла от человека, поэтому ее нельзя убивать. Кукушка не кукует целое лето, потому как подавилась осыпавшимся колоском ячменя. Однако, в основном с кукушкой связаны поверья, легенды и обычаи, имеющие эротическое звучание. Недаром у многих европейских народов она в почете, особенно любят ее девушки. Львовский этнограф Д. Лепский (1885) писал, что в верованиях о кукушке отображена практически вся душа украинского народа.
Кукушка, как предвестница, большое участие принимает в переменах жизни. Как будто таинственная связь соединяет ее с человеком. Но кукушка символ не грозного рока, который поражает без жалости. Кукушка — птица добрая, она — добрый гений, она предупредит о беде человека, предостережет его. Кукушка ведает, что делает казак на чужой стороне, расскажет матери, где сын ее ночует, предскажет любовь девице. Ей известен весь свет — обмануть ее нельзя. В русских песнях кукушка выступает еще и как символ судьбы горемычной и горькой. У греков Зевс, воспылав страстью к гордой Гере, превратился в кукушку и стал издавать жалобные стоны. Гера пожалела несчастную и пригрела на своей груди. Тогда Зевс принял свой настоящий облик и овладел строптивой богиней. Кукушка стала священной птицей Геры, символизирующей весну, любовь и возрождение (Федосеенко, 1998). Уважение к кукушке осталось и у нынешних греков, именующих ее ласкательными именами.
Кукушка более из других птиц «способна» на метаморфозы. У сербов сестра превращается в кукушку, плача над убитым братом. У поляков княжна, которую выдавали замуж за нелюбимого, стала кукушкой. У украинцев девушка, отданная в далекий край замуж, превратилась в сизую кукушку и вернулась к матери. По другому поверью в Киевской Руси считалось, что кукушка и сизая галочка хранят у себя райские ключи — ключи от вырея, и с их прилетом Перун отпирает небо и низводит на землю плодородный дождь.
Для многих народов кукование кукушки — особый язык, понимаемый поэтическим чутьем. Дочь, собираясь умирать, просит посадить на ее могиле калину, на калину сядет кукушка и расскажет матери всю правду, и дочери будет легко лежать в земле.
«Кукушка, — пишет Я.Я. Никифоровский (1897), — была когда-то замужней женщиною. После несправедливой сдачи в солдаты любимого мужа, она стала так убиваться, что Бог преобразил ее в такую птицу, которая среди других напоминала бы несправедливость людям, что, по их милости, она сделалась «ни вдова, ни мужняя жена».
В белорусском и украинском фольклоре кукушка постоянно встречается в свадебных песнях. Она олицетворяет девушку-невесту. Песни с образом кукушки говорят о несчастном или неудавшемся браке или же его предчувствии. Образ этой птицы у всех восточных славян символизировал также молодую женщину, несчастную в браке, и вдову (Бернштам, 1982). Недаром Ярославна в «Слове о полку Игореве» хочет лететь кукушкой по Дунаю в поисках мужа.
В народных украинских песнях кукушка прилетает горевать над умершим; она — олицетворение невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить ее на новую счастливую жизнь*.
У поляков кукушка — символ сиротства, вдовства, траура, боли, поэзии, печали, жалости, тоски, отчаяния. В польской песне поется:
И кукушка прилетела:
Ку-ку! — закричала, —
Подай, милый, ладонь с могилы,
Буду здесь ждать (Majewsky, 1898).
В свадебных польских песнях кукушка символизирует молодую, насильно выданную за старика. Очень много любовных песен в Польше связано с кукушкой:
Кукушка кукует
На высокой круче
Выспался Ясю
На моей подушке.
У поляков раньше считалось преступлением убить кукушку. Поляки говорят, что кукушку есть нельзя, иногда добавляя: потому, что она соленая, или что произошла из девы.
В Литве полагают, что в кукушку превратилась сестра, оплакивающая своих братьев (Majewsky, 1898). В литовской песне к погибшему воину прилетали 3 кукушки. Одна села у его ног, вторая возле головы, третья — пестрая — возле сердца. У ног была жена, возле головы — сестра, матерь — возле сердца. Жена тосковала три недели, сестра три года, а мать — до смерти.
У сербов и черногорцев на кладбищенских крестах рисуют кукушек: их число таково, сколько родных оплакивает умершего.
В Западной Европе считают, что кукушка никогда не умирает. А поскольку она бессмертна, то должна знать все. Согласно других поверий кукушка является покровительницей свадеб.
В германской мифологии кукушка была птицей бога грома Донара. Как его посланец она была вестником весны, устроителем и предсказателем погоды. Ее крик влиял на плодовитость, погоду, урожай. Кукушка была фаллическим символом, ее крик был благоприятным знамением для новобрачных. В Зальцбурге (Австрия) говорили: «Когда кричит кукушка, приходит время любви». Кукушка делает брак плодовитым. В Богемии во время свадебного выезда специально прислушивались к голосу кукушки, чтобы определить предзнаменования для будущей семейной жизни. В Ломбардии кукушку спрашивали о времени и результате свадьбы. В других странах у нее интересовались продолжительностью холостяцкой жизни (Gattiker, Gattiker, 1989). По верованиям финнов, кукушка вызывает плодородие своим кукованием (Штернберг, 1936).
Первый весенний крик кукушки радовал людей во все времена. Он означал приход тепла. Еще Элиан называл эту птицу посланцем весны. В Англии весну называют кукушкиным временем. В германских землях в день, когда послышалось первое кукование, устраивали празднество. Дети, которые принесли это известие, получали в подарок яйцо. А в Эрлингаузене услышавший впервые кукование всем встречным вместо «добрый день» говорил: «кукушка закуковала». Связывали эту птицу и с рождением детей. В Шлезвиг-Гольштейне она даже занимала место аиста и приносила младенцев. Много гаданий было связано со сроком прилета кукушки. В разных местах Европы были свои «оптимальные» дни, и если птица появлялась не вовремя, это служило дурным предзнаменованием. Французы считали, что если кукушка прилетит до появления листьев на деревьях, это предвещает позднюю весну и холодное лето. Цыгане верили, что если слышишь кукование до пасхи и при этом сидишь или лежишь, будешь весь год болеть или страдать. Чтобы избежать этого, нужно было девять раз обойти вокруг дерева, на котором сидела птица, и съесть немного коры (Gattiker, Gattiker, 1989). У славянских народов кукушка была посвящена богине весны.
Если при первом куковании будешь весел — весь год будешь веселым, имеешь хлеб — весь год будешь при хлебе.
В народной шотландской песне поется:
Кукушка — прекрасная птица.
Она поет в полете,
Она приносит хорошие вести,
Она никогда не врет (...)
И когда она кукует — лето близко (Gubernatis, 1972).
Кеты и гиляки не убивают кукушку, у якутов она помощник шамана. У селькупов это священная птица, покровительница рождения (Мифы народов мира, 1980—1982). Кукушка считается святой у сербов и хорватов.
Индийская кукушка для поэтов Индии означает то же самое, что соловей для поэтов Европы. В отношении ее пения они выбирают самые изысканные эпитеты и называют ее «похитителем сердец». У индусов кукушка в дождливую пору летает над родниками и пьет воду любви.